ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
РЫЧКОВА ВЕРА ДМИТРИЕВНА
ПРЕССА


Евгений ПЕТРЕНКО

ВЕРА РЫЧКОВА: "АКТЕР ДОЛЖЕН ИГРАТЬ"

Юбилей в жизни любого человека - событие. У артистов это событие особенное, ведь юбилей - это высший показатель его мастерства, таланта, это его новая роль. 25 октября в Тверском академическом театре драмы состоится юбилейный вечер заслуженной артистки России Веры Рычковой. Всю свою жизнь Вера Дмитриевна посвятила театру. Она сыграла около ста ролей, тридцать из которых - главные. Накануне этого события мы встретились с Верой Дмитриевной.

- Вера Дмитриевна, как получилось, что вы стали актрисой?

- Все началось с детства. Я все время очень громко хохотала, и родители однажды увидели у меня во рту третий язычок. Они так перепугались! Потащили меня по разным докторам, думали, что у ребенка какая-то аномалия. Но один очень хороший врач сказал, что у меня так расположена гортань и поэтому виден третий язычок. "Ребенок будет актрисой", - объявил он. Представляете? Как будто припечатал.

А изначально актерские задатки - это все от мамы, потому что она очень творческий человек. Я так думаю, что она сама должна была стать актрисой. Она очень разноплановый, духовно богатый и талантливый человек. И, конечно, я от нее все взяла. В детстве дома мы устраивали домашний театр. Играли сказки, естественно. Если был какой-то праздник, то обязательно игрался маленький домашний спектакль.

- Вы помните свою первую роль?

- Самая первая роль - это Лосенок. А как только я пришла в театр, это была царевна Ксения в "Борисе Годунове".

- Вы всю жизнь работаете в тверском театре драмы?

- Да, как пришла, так здесь остановилась. Сначала пришла временно, думала, что, может быть, уйду. Но как-то так случилось и в семье сложилось, что пришлось - и неплохо, что пришлось, - остаться. Одна пламенная страсть уже 27-й сезон.

- Вера Дмитриевна, в каких спектаклях вам нравится играть больше - в классических или современных?

- Это неважно. Я просто очень люблю хорошую драматургию и с удовольствием играю как в современных пьесах, так и в классических. Конечно, моя любовь - это классика. С каждым разом, с каждым новым спектаклем ты открываешь для себя все новый и новый пласт, ведь классическое произведение неисчерпаемо. В юности понятно одно, с возрастом открывается совсем другое.

- Вы любите экспериментировать?

- Конечно! Наш спектакль "Скамейка" был самым настоящим экспериментом. Мы вдвоем поставили его, играли. С этим спектаклем целая история: мы его сдавали семь раз. Все время запрещали к постановке. Тогда такой спектакль считался слишком смелым.

- Как складываются ваши отношения с поклонниками?

- Поклонников много. Мне пишут стихи, которых накопилась уже масса. Конверты приносят на вахту в театр, присылают домой. У меня есть один поклонник, который после каждого моего спектакля пишет мне стихотворение. И не только после премьеры. Посмотрит, например, "Анну Каренину" в пятый раз и вновь пишет стихи.

Люди просто приходят ко мне, даже домой, рассказывают, просят совета, помощи. Я никогда не отказываю. Бывают и очень красивые ухаживания.

Очень много женщин-поклонниц. Видимо, это связано с тем, что мои роли в основном лирико-драматические, любовные. Есть даже друзья. Многие мне пишут письма, в которых рассказывают, что они вынесли из спектакля. Для них каждый спектакль - это душевный сдвиг. Был в моей жизни такой случай. Одно время у меня не было ролей. Как-то я пошла в магазин и там одна женщина, увидев меня, подошла и сказала: "Вы когда будете играть? Ну разве так можно?" Вот такие поклонники бывают.

- А вы сами являетесь чьей-то поклонницей?

- Очень уважаю Наину Владимировну Хонину. Я смотрела все спектакли с ее участием. Мне до сих пор вспоминается наше первое с ней знакомство. Это был спектакль "Конец хитрого рынка". Я выхожу в зал и слышу голос со сцены, такой талантливый и неповторимый! Он меня сразу же покорил. Наина Владимировна наделена всем. Лучше ее нет. Она очень многое для меня значит и одновременно она - планка для меня, то, к чему я должна стремиться. Мы не подруги. Она - сестра по творчеству. Это не дружба, это - родство.

- А из актеров-мужчин?

- Александр Чуйков. Он меня зовет Верой Федоровной Комиссаржевской. Мы знакомы с ним уже очень давно. По моим глазам он способен определись все, он чувствует меня до мельчайших подробностей. Он все время оберегал меня. Сначала я играла его дочерей, затем, когда выросла, - его любимых, жен, любовниц. Он замечательный партнер. На сцене между нами как бы протянута тонкая ниточка, которая соединяет нас и помогает работать.

- Бывало в вашей жизни, когда какая-то роль не давалась или давалась очень трудно?

- Нет, не бывало. Постижение роли идет во время репетиций. Когда прикасаешься к роли, идет проникновение в психологию человека. Очень важна исследовательская работа, которая просто захватывает. Роль не отпускает ни днем, ни ночью, пока ее не сыграешь. А потом новая роль, новый автор, и все повторяется.

- Что для вас профессия актера?

- Я очень серьезно отношусь к профессии. К спектаклю всегда готовлюсь заранее, стараюсь не расплескать себя, не остаться пустой. Работа помогает жить. Без нее мне всегда тяжело, чувствую себя ненужной. А потом, когда работаешь, изменяется и взгляд на жизнь, он становится другим. Сразу же все хорошо. Актерская профессия научила меня видеть человека. Я всегда могу войти в его ситуацию, могу понять, что он будет говорить и чем закончится разговор.

В своей профессии очень люблю репетиции. Они бывают иногда лучше, чем иной спектакль. Я люблю этот процесс, себя полностью растрачиваешь - еще, еще, но не до конца. Этому научила меня Вера Андреевна Ефремова. Однажды в Ставрополе мы сидели с ней в саду и она объясняла мне замысел "Последней жертвы", в которой я играла Тонину, а на каждом кусту в саду цвели розы. С тех пор я на каждую первую репетицию прихожу с розой. В зависимости от роли - то с красной, то с белой.

- Вера Дмитриевна, извините за банальный вопрос, есть ли у вас роль, которую вы не сыграли?

- Вопрос на самом деле банальный, я его не понимаю. У меня нет таких ролей. Как актер может сказать, какую роль он еще не сыграл. Время уходит, и те роли, которые можно играть в молодости, со временим также уходят. Актер не должен не играть. Это как наркотик.

- Многие актеры сейчас выпускают книги мемуаров. Вы не собираетесь заняться писательской деятельностью?

- Это должно само родиться. Я пишу для себя, в стол, какие-то заметки, которые могут потом пригодиться во время работы над ролью. Что из этого выйдет, не знаю. Да, если честно, не думаю о книге. Все-таки это несколько другое, чем писать стихи, которые пишут все, но это пройденный этап.

- Что вы больше всего цените в человеческих отношениях?

- Не люблю, когда осуждают, и никогда сама не осуждаю людей. Не нужно говорить о пороках. Я отзывчивый человек. Меня так воспитали, что жаловаться не интеллигентно. Это значит навязываться. Человек сам должен справляться со своими проблемами. Но нужно всегда уметь войти в ситуацию другого человека, думать, как помочь. Это свойство интеллигенции. Впрочем, сейчас все ассимилировались. Самое главное - нужно оберегать друг друга.

- Вера Дмитриевна, что увидят зрители на вашем юбилейном вечере?

- Не люблю я юбилеи. Но если говорить об актерском юбилее, то это новая роль, новый спектакль. Первоначально задумывалось, что будет показана премьера "Вишневого сада", в котором я играю Раневскую. Но по самым разным причинам премьера уже состоялась несколько дней назад, поэтому я буду играть просто спектакль. Юбилей - это высший показатель актерского мастерства, это то, что актер накопил.

Караван+Я. - 2000. - 18 октября. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info