ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПОНОМАРЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ
ПРЕССА


Борис ЕРШОВ

ВЫБОР МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА

Георгий Пономарев закончил дилогию "Князья тверские" постановкой моноспектакля "Алексий и Михаил".

История Тверского княжества, несмотря на усилия многих патриотов тверского края, пока что остается субъектом страдательным, предметом замалчивания или ложного освещения в учебных пособиях, разного рода курсах высокоучеными специалистами, вскормленными одноцветной промосковской версией истории Отечества.

А между тем все было сложнее и запутаннее ...

"Время накануне поля Куликова. Очевидно это был последний рубеж, когда Тверь еще могла, утвердившись на Владимирском княжестве, повести за собою Русь через века ... То, что сделал Михаил Александрович, мы до сих пор не можем назвать своим настоящим именем - духовным подвигом!" - всем своим творчеством утверждает актер Тверского академического театра драмы. Он же автор двух моноспектаклей, он же их постановщик, он же художник и единственный исполнитель Георгий Николаевич Пономарев.

Сейчас трудно представить жизнь наших предков 600 с лишним лет назад - их ценности, образ мышления, борьбу и страдания, любовь и дружбу. Все или почти все было иным. События разворачивались в основном в четырехугольнике Орда-Москва - Тверь - Литва, наиболее могущественными взаимодействующими: от мирных договоров вплоть до смертельных схваток, средневековых государств, лидеры которых прилагали неимоверные усилия для возвеличения своих народов и возвышения правящих династий.

Вот Москва. После смерти князя Ивана на княжение поставлен его малолетний сын Дмитрий, внук разорителя Твери Ивана Калиты. Всеми его поступками руководит митрополит Алексий, представитель древнего боярского рода Бяконтов из Чернигова. Самодовлеющая мысль духовника заполняет сознание отрока: как сделать только Москву сильной, как оторваться от пресса Орды, как уничтожить тверское самоуправство и нейтрализовать Литву? Придет время, и во имя этой высокой, с точки зрения митрополита, идеи он пойдет на клятвопреступление, почему будет мучительно больно в долгие часы одиночества, когда главу Русской православной церкви начнет посещать призрак покойного Калиты ... Может быть, так в действительности не было, но художественный вымысел автора заставляет поверить в реальность происходящего, ведь Алексий - человек со всеми его слабостями и пристрастиями. А Дмитрий? Ведомый опытным духовным пастырем князь Московский не проявил себя мудрым политиком, только юношеский задор часто выручал его из сложных ситуаций, а победы на полях сражений доставались ему предварительной работой боярского окружения, покупавшего союзников, благорасположение Орды за огромные деньги.

Созданный в летописях и тенденциозной литературе ореол святости Дмитрия на поверку сильно меркнет перед образом настоящего льва - князя Тверского Михаила Александровича, внука великого Михаила Тверского.

Актер, по всему чувствуется, очарован образом тверичанина. Отчасти потому, наверное, что его роль в истории оболгана, принижена, предана забвению, что в общем-то можно сказать о всех князьях тверских. Рязанских - тоже. А также любых других, стремившихся вопреки Москве сохранить свою самостоятельность. Сыну казненных в Орде деда и отца, добившемуся великого княжения вопреки проискам Москвы Михаилу Александровичу постоянно приходилось искать союзников в Литве, великие князья которой частенько женились на тверских княжнах. По-человечески очень понятна сцена свидания Михаила со своей сестрой Ульяной в замке Ольгерда, куда князь приехал за помощью, которую, конечно же, не дадут. Да, не дадут, зато Михаил будет чист перед тверичами, если придется с Москвой схватиться в одиночку - он сделал все, что мог.

Можно назвать находкой Г. Пономарева прекрасно сыгранную сцену в Орде в момент, когда Михаил отказывается от предложенных Мамаем четырех туменов для разгрома Москвы. Эта сцена - кульминация спектакля, тут Михаил выбрал не жестокость, не террор, не разорение московской земли, как полсотни лет назад сотворил Калита с тверской, князь выбрал высшую правду - сохранение русской земли в целом. За что и заплатил сначала унижением, а затем великим княжением Владимирским.

Это может показаться вымыслом автора. Но зато известен другой факт подобного рода: в 1382 году, когда Тохтамыш внезапно взял Москву, в которой не было ни Дмитрия, ни войск (что, вообще-то говоря, странно), Михаил мог с тыла ударить по разоренному сопернику и взять наконец векового недруга без кровопролития. Однако не напал. Не пролил ни капли крови москвичей в тяжкую для них годину. Оказался более благородным, чем его противник.

Остается только поражаться подвижническому труду актера Георгия Пономарева, способного в одиночку держать в напряжении зал, ведя его по тропе конфликтов, интриг и предательств персонажей моноспектакля. Ему еще предстоит шлифовка текста и постановки, но, уже ясно, что спектакль состоялся. Может быть, надо сократить отдельные монологи, может быть, в отдельных сценах увеличить динамику действа, может быть, надо сделать еще что-то, пусть это выскажут специалисты. Мы же скажем только, что постановка "Алексий и Михаил" средствами театра продвинула нас еще на шаг к постижению тверской истории.

А еще хочется отметить, что есть в Твери люди, понимающие и поддерживающие подобные шаги в искусстве; люди, которых нельзя не поблагодарить за финансовую поддержку небогатого театра и тем более - актера. Это Леонид Остренков, председатель правления Тверского регионального филиала АКБ "СБС-АГРО", генеральный директор ЗАО "Хлеб" Нина Болгова, генеральный .директор фирмы "Селигер" Александр Лебедев, генеральный директор фирмы "Престо" Владимир Сысоев и, наконец, Владимир Пишелев, директор лицея № 12, учащиеся которого помогли актеру с изготовлением некоторого реквизита.

Спасибо всем за праздник.

Тверская жизнь. -1998. -20 марта.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info