ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
МАРТЬЯНОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИСЛАВОВНА
ПРЕССА


Валерий БУРИЛОВ

Неускользающая красота актрисы по имени Аля

На последний фестиваль актеров российского кино «Созвездие» в Тверь пожаловала звезда Витя Сухоруков (именно так он представлялся почтеннейшей публике). Виктор Иванович в общении играет рубаху-парня. Все мы, а не только актеры, всегда кого-то играем. Сухорукову напомнили, что в Тверском академическом театре трудится его сокурсница по ГИТИСу Валентина Мартьянова, Витя расцвел как маков цвет: «Ну как же, как же, Алечка, замечательный человек!»

С замечательным человеком звезда пообщалась только по телефону, хотя, если бы она действительно захотела лицезреть сокурсницу, непременно назначила бы встречу, несмотря на кратковременность визита в Тверь. Но Алечка ничуть не обиделась. Она женщина мудрая и прекрасно понимает, что в этом мире относительно, а что нет. У нее великий дар -- уметь чувствовать, различать и понимать людей. Люди ей в ее актерской карьере встречались разные, некоторые ранили ее сердце до кровотечения, но ни об одном из обидчиков Аля не сказала ни одного худого слова.

Все актеры -- дети, но сукины. Из опыта общения с ними знаю, как они могут поливать коллег по цеху и тут же приторно целоваться с ними на людях. Говорю не о всех, но таких, увы, немало. Людьми театра часто движет элементарная зависть: этому дали главную роль, а меня обошли, эта -- любимица главрежа, а я нет, этот или эта не тянут роль и так далее и тому подобное. Бывает и светлая зависть, но ее очень редко показывают на людях. Этот пассаж относится к любому творческому коллективу, где существует конкуренция за место под солнцем.

Валентина Мартьянова понимает сложность межличностных и профессиональных интересов, но интересным для себя считает не закулисные пересуды, а творчество. Когда люди театра говорят, что сцена для них все, верится с трудом. По такой логике и слесарь-сантехник заявит, что чинить раковины и унитазы для него именины сердца. Каждый человек кроме профессии имеет другую жизнь, и она может не совпадать с той, что обозначена словом «работа».

Для Валентины Мартьяновой работа -- всеобъемлющее понятие. К одному слову надо прибавить другое -- «работа души». Она старается выкладываться в ролях, каких не так много, как бы ей хотелось. Но она счастливо светится в общении со школьниками, преподавая им театр. Она цветет от удовольствия, подбирая бездомных кошек и откармливая их. Ей нравится чистота ее скромного двора, которую для зачастую наводит индивидуально. Она сходу откликается на зов человека, который нуждается в ее добром слове, поддержке и помощи. Она прекрасная хозяйка, которая может все: от лакомых блюд до шитья занавесок. Все делает не ради жестокой необходимости, а ради собственного удовольствия, которое расцвечивает нашу серую жизнь.

Теперь -- почему Валя стала Алей. Да просто убрала из имени первую букву -- с институтских пор так ее и величают. В ГИТИС Аля Мартьянова поступила без всякого блата и протеже. Девушка из провинциального города Липецка сразила экзаменаторов лица необщим выраженьем, которое в нынешнем искусстве редкость, особенно если посмотреть на звезданутых актеров из бесконечных сериалов. На ее курсе, где преподавала великая мхатовская актриса Ольга Андровская, учились нынешние знаменитости: Сухоруков, Стоянов, Догилева. Козырные карты часто выпадают не лучшим игрокам. Известность не обязательный признак глубокого таланта. Известным ныне может стать любой идиот. Это и доказывать не надо. Аля Мартьянова выбрала провинцию, хотя у нее были шансы закрепиться в столице и, возможно, стать почище Тани Догилевой, она сознательно сузила дорогу к общесоюзной известности. Спрашивать, жалеет ли она об этом, бессмысленно: никому не дано знать, что было бы, если бы… Говорить об упущенных шансах все равно что говорить о напрасно прожитой жизни. Но кто же из художников признается, что его жизнь прожита зря?

На будущий год Валентина Мартьянова отметит тридцатилетие существования в Тверском театре драмы. Ее первой ролью была Нелли в популярном спектакле «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Молодая актриса была прелесть как хороша. Про нее Гоголь, если бы вдруг воскрес, сказал бы еще раз: «Дама, прекрасная во всех отношениях». Такой она осталась и до сего дня. Возраст не умаляет достоинства женщины, если эта женщина не растратилась в жизни, не растеряла внутреннего благородства, не стала пессимисткой, а радуется каждому дню, как чему-то необыкновенно редкостному.

Ее самая сильная любовь -- сын Миша. Уже взрослый человек, учится на актера в московской «Щепке» и, наверное, мечтает стать таким же талантливым и добрым, как мама. Было бы очень несправедливо, если бы яблоко от яблони упало далеко.

Однажды актрису Мартьянову жизнь занесла в медвежий угол. Было жаркое, душное лето. Деревенская глушь, которая кидает в озноб даже местное население. Дикая атака комаров, слепней и мошек. И дорога к озеру. До него три километра по брошенной русской земле, где ничего не растет, кроме дикой травы и ольшаника. Она шла, до крови искусанная кровожадными насекомыми. Но на все это не обращала внимания, потому что шла к тому, что было целью ее дня. Она пришла к забытому озеру. Вода в нем была как парное молоко, но цвета неразбавленного кофе. Аля почувствовала себя царицей этого глухого мира, вокруг не было никого. Она вошла в воду. Из-под камней вылезали раки и ползали мимо ее ступней, пылающими от наслаждения. Она медленно поплыла к середине озера. Вода обволакивала ее с нежностью материнской ласки. Снизу поднимались холодные струи, оповещая глубинные родники. Она заплыла на самую середину дикого озера, перевернулась на спину и долго смотрела в небо, где стояли перистые облака и жила вечность.

Кто-то с берега крикнул: «Где ты?» Она слышала крик, но не отозвалась. Счастье тогда, когда его не замечаешь и не отзываешься на его вопросы.

Облака стояли, а выше облаков сияла недосягаемая высота, ради которой существует человек и к которой стремится.

22 апреля Аля Мартьянова празднует юбилей спектаклем «Шутки в глухомани». Она была в глухомани и знает, что это такое.

Вече Твери. -2007.- 20 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info