ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЛИФАНОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ПРЕССА


Игорь МАНГАЗЕЕВ

АРТИСТ, НЕ ТЕРПЯЩИЙ ФАЛЬШИ

Артисту театра Борису Лифанову сегодня исполнилось пятьдесят. Может быть, не в самом цвету, но – в силе.

Родился он в Калинине, двадцать лет назад окончил актерский факультет ГИТИСа имени Луначарского по курсу Веры Ефремовой и Светланы Собиновой, и с 1983 года сыграл на тверской сцене множество ролей.

Многим запомнился спектакль «Дети Арбата», поставленный в Калининском драмтеатре Валерием Персиковым по роману Анатолия Рыбакова. Борис Лифанов заслужил признательность публики исполнением роли Саши Панкратова, главного героя знаменитой книги. Именно эта роль стала визитной карточкой актера, хотя к тому времени он сыграл в Калининском драмтеатре с полдюжины ролей, в том числе роль Кибальчича в «Диктатуре совести» Михаила Шатрова.

Затем наступила небольшая творческая пауза -- лет так на семь. Борису доставались роли преимущественно второго плана, эпизодические. Он на короткое время даже покинул театральные подмостки.

А в 1997 году Александр Чуйков, профессор Тверского курса Высшего театрального училища имени Щепкина, предложил Лифанову роль Бориса Тригорина в спектакле А.П. Чехова «Чайка». Спектакль создавался как дипломная работа выпускников актерского факультета «Щепки». Пять лет «Чайка» с неизменным  успехом шла на малой сцене.

В артистической биографии Лифанова начался новый подъем. Вслед за неуверенным в себе Тригориным на свет вышла целая череда разноплановых персонажей. Расчетливый Беркутов («Волки и овцы») сменил вдохновенного Райского («Обрыв»), а трагичный господин Форестье («Милый друг» Ги де Мопассана) -- раскаявшегося Мауриссио («Эксперименты доктора Ариэля»). Хитрый игрок Транио («Укрощение укротителя» Флетчера), глуповатый красавчик Миловзоров («Без вины виноватые»)… Да всех ролей не перечислить!

Но тут артист занедужил, наступил еще один перерыв, который, к счастью, не затянулся надолго. Вскоре Борис Лифанов предстал перед публикой в образе разочарованного светского льва Глумова («Бешеные деньги»). Эту роль артист по праву может считать одной из самых удавшихся. Самые новые его роли -- это Иван Иванович Городулин («На всякого мудреца довольно простоты»), Хозяин («Очень простая история») и Никита Абрамыч Коблов («Невольницы»).

Поговаривали, что режиссерам сложно репетировать с артистом Лифановым, что крайне неохотно он идет на контакт  с прессой. Но на блиц-интервью для «ВТ» он  согласился.

-- Борис Николаевич, что бы вы написали о своей жизни: комедию или трагедию?

-- Фарс. Впрочем, о своей жизни я не стал бы писать ни строчки.

-- Но хотели бы, чтобы ваша роль в этом фарсе ассоциировалась в глазах зрителей с вашей личной жизнью?

-- Нет, не хотел бы.

-- Получается, что правы драматурги древности, надевая на актеров маски…

-- Безусловно, да.

-- Вы верите в идеалы?

-- Уже нет. Живу, анализируя прошлое.

-- А в сказки?

-- Да. Сказка -- это состоявшаяся  реальность.

Что ж, первородный грех и состоит в хлопотах о собственном совершенстве. Жизненная философия Бориса Лифанова далека от стандартных ожиданий любителей боевиков, но он и не отпетый идеалист. Стремясь оправдать каждый шаг, каждое движение своего сценического героя, Борис Лифанов бывает щепетилен, своенравен и упрям. Таков его характер, не терпящий неправды -- и в жизни, и на подмостках.

Вече Твери.  -2007.- 1 марта.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info