ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЛАРЮШИН ПЕТР ИВАНОВИЧ
ПРЕССА


Софья ВОРОТЫНЦЕВА

КОРОЛЮ ЭПИЗОДОВ ПЕТРУ ЛАРЮШИНУ - 90!

2 января свой 90-летний юбилей отметил старейший артист Тверского академического театра драмы Петр Ларюшин. 13 января на Малой сцене драмтеатра состоялся спектакль по пьесе Артура Миллера "Цена", приуроченный к этой знаменательной дате. В "Цене"Петр Ларюшин сыграл одну из центральных ролей. На сей раз он предстал перед публикой в образе ростовщика-еврея Грегори Соломона.

ПОЗДРАВИТЬ юбиляра пришли его коллеги по цеху, поклонники его таланта, а также представители властных структур, в том числе и новый губернатор Дмитрий Зеленин. После спектакля в подарок Ларюшину артисты приготовили капустник, который закончился искрами бенгальских огней.

Накануне премьеры мы встретились с Петром Ивановичем Ларюшиным. Когда мы общались с этим удивительным человеком, то невольно в голову приходила мысль: "Разве ему девяносто?"Несмотря на свой возраст, он бодр духом, полон оптимизма, а глаза его горят так, словно он впервые готовится выйти на сцену.

Петр Ларюшин родился в небольшом селе Рязанской губернии. Как говорит Петр Иванович, тогда там не было родильных домов, зато были бабки-повитухи, помогавшие женщинам при родах. "Рожали там, где прихватит, - рассказывает Ларюшин. - Мать родила меня в бане". Мать артиста была крестьянкой. Отец тоже из крестьян, был прирожденным столяром. Семейство Ларюшиных за их столярный промысел так и прозвали - Столяровы. Когда маленький Петр подрос, стал помогать матери ухаживать за скотом, сам косил и жал в поле. Отец к тому времени занимался отходным промыслом по столярной части в Москве. Петру Ларюшину исполнилось шестнадцать, и отец забрал его в первопрестольную к себе в помощники. Так Ларюшин начал обучаться столярному делу. Чуть позже без отрыва от производства он поступил на рабфак при Московском институте инженеров транспорта, чтобы получить образование (ведь за плечами у Ларюшина была лишь начальная сельская школа). Там он отучился четыре года и решил поступить в институт, чтобы стать инженером. Но случайно молодой Петр увидел объявление, в котором говорилось о наборе в театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Ларюшина с детства тянуло к искусству и литературе. Он участвовал в самодеятельности. Его все так и называли - артист. Недолго думая, Петр Ларюшин успешно сдал экзамены в театральное училище. Получилось так, что он поступил и в щепкинское, и в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). "С большими нареканиями я забрал документы из МИИТа, ведь я был туда уже принят, - вспоминает Петр Иванович, - меня уговаривали получать профессию инженера, но выбор мой был сделан. Я пошел в театральное училище". По признанию Ларюшина, ему не столько хотелось стать артистом, сколько драматургом. Он мечтал писать пьесы. Велик был соблазн познакомиться с закулисьем и внутренней жизнью театра. Однако очень скоро в Ларюшине открылись невероятные артистические способности. Во время Великой Отечественной войны Малый театр был эвакуирован в Челябинск. И уже в Челябинске Ларюшин успешно окончил свое обучение. Челябинский отдел культуры предложил троим студентам, среди которых был Ларюшин, остаться работать в театрах Челябинска, Магнитогорска и Златоуста. Петр Ларюшин выбрал Челябинский драматический театр имени Цвиллинга, в котором проработал до окончания войны. После победы над фашистскими захватчиками артист взял отпуск и поехал навестить мать, которая была в Москве. Там он встретился со своими однокурсниками, разговорились - кто где? Тогда Московский драматический театр на Малой Бронной набирал артистов. Однокурсница попросила Ларюшина просто подыграть ей в качестве партнера в эпизоде из Тренева "На берегу Невы". Знаменитый режиссер Сергей Арсеньевич Майоров отказал претендентке, а Ларюшину, к его удивлению, предложил работать в театре. Но чтобы реализовать предложение, артисту необходимо было уволиться из Челябинского театра. А сделать это было не так-то просто. Нужно было искать выход. И Петр Ларюшин тут же его нашел. В те времена с Урала в столицу имели возможность ехать только студенты, то есть те, кто поступил учиться в московские вузы. Артист отправился в Московский архитектурный институт. Так как он уже имел высшее образование, то ему предстояло сдавать лишь два предмета - черчение и рисование. Для Ларюшина это не составило особого труда: ему и то, и другое давалось легко. Он даже когда-то подумывал о карьере художника. Сдав экзамены на "отлично", Ларюшин был зачислен в институт. "Мне нужна была только справка о том, что я являюсь студентом вуза Москвы", - поясняет Петр Иванович. В театре на Малой Бронной за Ларюшиным оставили место. С заветной справкой артист поехал в Челябинск и предъявил ее своему режиссеру. Режиссер находился в растерянности. "Как же так? Три раза занят в репертуаре, открытие сезона, - говорил он мне, - мы берем новые пьесы, будешь играть царя Федора Иоанновича, Владимира". "Но я настаивал на своем, объясняя, что окончательно расстаюсь с театром и хочу быть архитектором", - рассказывает Петр Иванович. Директор Челябинского театра не поверил Ларюшину, видимо, справка его не впечатлила. Директор театра имени Цвиллинга имел большие связи и позвонил в Москву. Каково же было его удивление, что Петр Ларюшин действительно зачислен в вуз. Делать было нечего - Ларюшина отпустили. Правда, пришлось открывать сезон и отыграть еще две недели, чтобы другой актер успел выучить все роли Ларюшина.

Однажды Петр Иванович встретил своего хорошего знакомого, который жил в Калинине. Товарищ пригласил его в наш город на день рождения. Ларюшин с радостью согласился. Ему настолько понравился Калинин, что он решил здесь остаться. В 59-м Ларюшин переезжает в Калинин и устраивается в тогда еще Калининский театр драмы. Но поначалу мест не было. Петра Ивановича согласились взять, тем более что один из артистов нашего театра должен был через несколько месяцев уехать в Киев. Пока Петр Иванович ждал, он не терял времени: работал руководителем драмколлективов в ДК химзавода, а также преподавал выразительное чтение в пединституте. С роли фотографа Круглика в спектакле "Барабанщица"началась его работа в Калининском театре драмы. Благодаря таланту артиста его, Ларюшина, стали занимать во многих постановках. К тому же, как выразился сам Петр Иванович, он легко "вводился"в роли. Сколько их всего, Ларюшин не может сказать с ходу. Так много их было. Коллеги Петра Ивановича называют его не иначе, как мастером, королем эпизодов. Да и сам он считает, что эпизоды - его призвание. Надо сказать, что главные роли удаются Петру Ларюшину с не меньшим успехом, чем эпизодические. Красноречивым тому подтверждением явилась его роль Грегори Соломона в спектакле "Цена". Этот талантливый артист с природным обаянием и врожденным чувством юмора внес в постановку особый шарм.

Петр Иванович - человек разносторонний. Он не только артист, но и драматург. А еще признался, что "балуется рифмоплетством". Ларюшин - мастер на все руки. Дома все сделал сам. Умеет и обувь чинить, и шить, и утюги ремонтировать. Нет такого предмета, который бы в руках Ларюшина не обрел новую жизнь. Все обращаются к Петру Ивановичу за помощью. Например, художественный руководитель драмтеатра Вера Андреевна Ефремова не раз просила Ларюшина отремонтировать часы. Петр Ларюшин несуеверен. В театральные приметы не верит. "Все это чепуха! - уверяет Ларюшин. - Приметы - это выдумки для оправдания своей слабости и ничего больше!"Естественно, мы не могли не спросить Петра Ивановича о секрете его долголетия. Петр Иванович ответил так: "Никогда никому не завидовал. Я сумасшедший оптимист. Не курил всю жизнь, пью умеренно и люблю красивых девочек!"

Караван+Я. -2004. - 21 января. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info