ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ХОНИНА НАИНА ВЛАДИМИРОВНА
ПРЕССА


Лидия ГАДЖИЕВА

ЗРИТЕЛЬ, ТО БЫЛА НАИНА

Мы лишь чуток перефразировали Александра Сергеича. Но он, известный знаток и любитель прекрасных дам, на нас не обидится, потому что в гостиной " ТН" - великолепная Наина Хонина. Если уж точнее - " ТН" у нее в гостях. Книги, картины, очаровательная кошка редкой черно-рыжей масти. На дворе яблочный Спас. Хрущу в охотку и осторожно пробую " на зубок" собеседницу. Восхитительная игра! Она с царственной легкостью уходит от моего назойливого любопытства и подкладывает яблочко. Мгновенные вспышки - сработало! - попадание, и она снова очерчивает границу. Итак, судите сами. Я приглашаю вас на наше чаепитие.

- А вы как завариваете?

- Пакетиком - без изыска Я вообще к кулинарии отношусь без особого тщания. Меня эта тема раздражает … своей актуальностью. Признаваться не хочется, но порой бываю сама себе отвратительна …

- А как я бываю себе отвратительна! Особливо, когда пишу ночью. Взгляну на холодильник, и вдруг та-ак скрутит!

- А вы не Телец? Я вот Телец, а они полнокровны, привержены всем земным радостям …

- Вы верите в астрологию?

- Да-да, это интересно, щекочет нервы. В этом есть игра, есть какой-то театр …

- Я вот смотрела на ваши портреты и сейчас вдруг подумала: вот бы с вас написали гадалку!

- А я и играла гадалку - в " Море любви" Даже экстрасенса …

- У вас у самой, мне кажется, должны быть экстрасенсорные способности.

- Есть. Но все актеры этим обладают! Иначе как " брать" зал? И держать его …

- Ну а сами изучали гадание, астрологию ?

- Нет-нет только прогнозы просматриваю - в газетах, по телевидению.

- Как вам Глоба нравится?

- Неприятен, я ему не верю. Знаете, наши профессии - и моя, и ваша - между Богом и дьяволом. И астрология тоже. От твоих жизненных принципов, характера зависит, какой путь выбираешь. А у меня нет ощущения что он выбрал правильно. Кстати, я вообще не гадаю. Принципиально! Ни по руке, ни на кофе. Я панически, панически этого боюсь …

- Вы фаталистка? Верите в предопределение? В вещие сны, какие-то знамения, предсказывающие будущее?

- У меня их никогда не было …

- А на расстоянии не чувствуете, что происходит с вашими близкими?

- Нет, я вообще трусиха в этом отношении. Стоит им на полчаса задержаться, вообще отойти от меня, как я становлюсь сама на себя не похожа и начинаю судорожно молиться чтобы с ними все было хорошо.

Знаете, предчувствия, угадывания - это все у меня связано с профессией. Это - на уровне рампы. Все колдовство – там. Исчерпывается и на жизнь не переходит. А телепатия - это когда я понимаю, чего хочет от меня режиссер. Это же какие мосты между нами проходят!

- Сцена забирает много энергетики? Вы после спектакля чувствуете себя " выпитой" ?

- Да-да, после настоящего спектакля - " Обрыва" , " Марии Стюарт" … Потом бессонная ночь, что-то доигрываешь, кажется что на сцене не все сделала. Нервная система возбуждена, пару дней депрессия, а потом восстановление сил.

- Вы " переливаете" себя в образ, который начинает жить как бы помимо вас. Но вам ведь нужно восполниться, восстановиться. Как вы это делаете?

- Даже трудно сказать… Вступает второй круг – близкие, семья. Они требуют моих забот.

- Происходит своего рода " заземление" ?

- Нет, это просто другой вид энергии. Она ведь все равно " перекатывается" .

- А вы черпаете энергию из этого второго круга?

- Нет-нет Я не могу сказать - откуда. Это стыдно говорить, наверное … из космоса? Но просто ощущение – свыше.

- Проходит постпремьерная лихорадка, и вы открываетесь для нового притока?

- Я становлюсь свободной, чтобы взять.

- В каком возрасте вы поняли, что будете актрисой?

- Я подробно рассказываю об этом в своей книге, которая скоро выйдет. Но " заразилась" я театром в 4-м классе. Прежде хотела стать писательницей - было такое честолюбивое желание …

- ...как видите, оно теперь сбывается.

- Я сочиняла сказки и рассказывала их во дворе.

- А своему внуку вы их рассказываете?

- Нет. Они выплеснулись и ушли. Я читаю ему книжки.

- А когда вы читаете внуку, вы - просто бабушка или актриса Хонина?

- Я всегда остаюсь актрисой. Это неразделимо .

- Ваши персонажи живут в вас постоянно? Дурацкий вопрос: как они уживаются?

- Очень просто! Один откроет дверь и придет. Потом он выйдет и закроет за собой дверь. Приходит следующий …

- Помните, у Моэма, в " Театре" , сын героини признается, что в детстве боялся заглянуть в ее комнату: вдруг там нет ее, а есть лишь ее персонажи? Он не мог совместить бесчисленное множество ее ролей и живого человека, маму... Скажите, женщина не теряется в ролях актрисы?

- Нет. Но когда я готовлюсь к спектаклю, ко мне нельзя подходить - от меня бьет током! Тогда я трудна для своей семьи.

- Ваши близкие это понимают?

- Да, и уважают. Ходят на цыпочках, даже внук.

- Вам было трудно приучить их к этому?

- Нет, это они сами. Они очень деликатный народ. И мужа тоже не тревожат, когда он сидит за машинкой.

- Если не захотите отвечать, просто скажите: молчи, и не будем об этом. Муж ревновал актрису Хонину?

- Нет! Вот это удивительно! Это для меня загадка. В этом я точно счастливый человек. Я всегда этого боялась, но встречала такое понимание! Даже не знаю, почему, но слава Богу! Потому что для моей профессии ревность ужасна. Не знаю, как бы я с этим существовала.

- Сцена. Постоянно меняющиеся маски. Каждый раз - новые образы. Это помогало сохранить свежесть чувств?

- Без всякого сомнения! Я еще озорной человек. Когда мне скучно, так я и подыграю еще …

- Голсуорси писал (не поручусь за точность цитаты), что преданность без " задевания" приедается, а " задевание" без преданности раздражает. То есть поддразнивание, подкалывание...

- Не знаю, не думала. Но со мной не соскучишься. Во всех смыслах! Я так и осталась озорной.

- Вы остались не только озорной, но и красивой. Как вам удается сохранить форму?

- Да какую форму?

- Но у вас практически нет морщин!

- Должна признаться: я веду себя ужасно. Ничем не занимаюсь, не ухаживаю за собой. Более то, у меня есть седина. Весь советский народ красится, а я – нет…И я скажу сейчас, почему. Я как-то слышала, что Анна Маньяни страшно рассердилась на фотографа, которым ее подретушировал. Она была в ярости: " Не трогайте моих морщин, они мне слишком дорого достались!" . И я поняла это мое. Если у меня что-то есть, то это досталось мне жизнью, и я это ценю. Седина - это тоже моя жизнь. Я никогда не смогла бы быть звездой, делать подтяжки …

- А какое значение вы вкладываете в это слово - " звезда" ? Вы - большая актриса. И отказываетесь быть звездой, это не парадокс? Объясните! Мастер и звезда - это разные понятия?

- Звездность - это определенная система. Космическая даже. Их немного. Это такие, как Алла Пугачева. Или Софи Лорен. Она, кстати, недавно лишним жирок удаляла, и на операции то ли небольшой удар случился, то ли сердечный приступ… Понимаете, они очень много внимания уделяют своей внешности, безумно следят та собой. Я им завидую, они мне очень нравятся, но я никогда бы не могла этого делать - " кроить" свое лицо, свою фигуру …

- Вы принимаете себя такой, какая вы есть?

- Нет, я сейчас скажу. Я сама не смогла бы стать хирургом по профессии, никогда бы не смогла вмешиваться в природу. Что она нам дала, то и свято, и относиться к этому надо уважительно. Это дано, это моя природа. И я не буду гнаться за другой! Звездная система - это вообще не российское, не свойственное нашим актерам. Мы всегда остаемся душеведами. У нас, независимо от национальностей, другая территория.

- Территория российской сцены. Давайте определим ее главные законы.

- Гори и сгорай! Нет других. Это ведь ужасно, что мы с собой делаем! На нашем творческом огне варит свои супы вся заграница. Начиная с системы Станиславского… И недаром все великие артисты Запада какими-то корнями связаны с Россией. Пусть с Грузией, Украиной, Арменией …

- Все равно это пространство бывшей Российской империи... И территория российской сцены.

- Иногда непонятно: как получается, что же ты делаешь? Уже на грани играешь! Уже теряешь, где ты и где она, и все это смешивается! Тебя ведет что-то непонятное, и ты уже не подчиняешься сама себе и идешь за этим непонятным - до издыхания… Ни одна заграница так не может! Удивительнее наших актеров нет. И невостребованнее нет …

Причем особенно много талантов - в глубинке, в провинциальных театрах. И все великие столичные актеры - они тоже из провинции, Смоктуновский, Евстигнеев, Янковский …

- Может, провинция энергетически богаче? Кстати, а ваша театральная династия прервалась? Сын в театр не пошел, может, придет внук?

- Не думаю. Похоже, вырастет технарем.

- Ваша мать была первой актрисой в семье?

- Дядька был клоуном. В семье долго хранили его черный цирковой костюм.

- Почему же черный?

- Такой был клоун!

- А у вас какой цвет любимый?

- Теперь - черный, он емкий, глубинный А вначале, в юности, -красный. Все меняется! Кстати, знаете, как я родилась? Яхонтов читал " Ромео и Джульетту" . Мама сидела в ложе, и у нее начались схватки во время сцены на балконе. Так что я появилась на свет во время действа …

- Ах, Наина! И вы еще говорите, что не было вам дано знаков свыше?!

Наина Хонина:

В семье а боге не говорили ни бабушка, ни мама. Страна говорила, что Бога нет. Я же неизвестно откуда часто произносила: " О, Господи!" . Удивляла окружающих. Тем не менее в вопросах религии была несведуща и (естественно!) невежественна. Девочкой лет десяти, будучи с родителями на гастролях, зашла в храм. Это было под Рязанью. В храмы заходить любила, только когда там народу не было. Что-то я ощущала в этом. Некую необыденность, пожалуй? Так и в этот раз. И в пустом храме, по неведению, зашла в алтарь... Этот автобиографический эпизод, кстати, вошел в мою книгу. Потом из Рязани вызывали епископа освящать храм. Наверное, то, что я об этом рассказала, и есть мое покаяние. Окрестилась поздно. Вместе с внуком. С Богом связь свою ощущаю. Молюсь ли и хожу ли в церковь? Да! Но не всегда каноническими молитвами, хотя и знаю их. В храме бываю. Что-то в вопросах веры есть для меня интимное. Наверное, я здесь еще в пути...

***

Театр - тоже храм. Театр – омут. Затягивает в свою воронку бесповоротно и крутит, крутит, крутит. Театр – Любовь на котурнах, возвышенная и страстная. Театр – Семья. Он живет и действует по законам семьи. Это особый мир. Особые отношения, обостренность чувств, воспаленность мыслей.

У тебя нет своей кожи. С этой театральной шагреневой кожи Сцена ежевечерне стрижет купоны. Театр – это Публика. Любимое дитя. Все для нее. И жизнь, и слезы, и любовь.

***

Мы c подругой идем после дневной репетиции по тихой, спокойной улице Советской. Последний месяц 60-го года. Падает снег. Нам - 19, и мы говорим о Любви. Каков он может быть, герой моего романа? Пытаюсь найти слова, но они мерзнут на губах, едва родившись, словно не выдерживают сравнения с реальным миром. И вдруг поверх людских голов я вижу Его... Неумолимо идет мне навстречу - молодой Блок, молодой бог, спустившийся с Олимпа.

Проходит три года. Наши пути не пересекаются. И вот однажды главный режиссер нашего театра передает мне просьбу зайти в редакцию " Калининской правды" для новогоднего интервью. Прихожу. Поднимаюсь вверх по лестнице и слышу голос:

- Вы очевидно ко мне? Это Он! Молодой Блок, молодой Бог, и мне нужно преодолеть ступени ему навстречу. Это было 27 декабря 1963 года. Я иду вверх по этой лестнице вот уже тридцать пять лет...

***

Ромео, мой седой Ромео …

Не прав Шекспир.

Нам повезло.

Мы живы всем смертям назло.

Бушует в жилах

молодая кровь.

Бежит по венам девочка –

Любовь.

И хоть за окнами

февральская метель,

Зажег луч солнца

Мальчик наш Апрель.

Не прав Шекспир –

Любовь не умирает!

Н те, кто любит,

остаются жить.

Им чашу яда не дано испить.

И постаревшая Джульетта

Его любовию согрета,

Все верности храня обет,

К нему - как бабочка на свет …

Тверская неделя. - 1998. - 28 августа.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info