ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЧУЙКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПРЕССА


Николай ЖЕГИН

ГЛАВНАЯ МЕЛОДИЯ АРТИСТА ЧУЙКОВА

Когда по старой профессиональной привычке пытаешься разобраться в калейдоскопе театральных премьер, дебютов и юбилейных событий, в воображении иной раз возникает некий идеальный "звездный" спектакль, где заняты лучшие, мои любимые актеры. И когда на моей воображаемой сцене идет, скажем, "Горе от ума", на который актеры "сьезжаются" из разных городов России, то я знаю - Чацкого будет играть актер из Москвы, Софью - из Ставрополя, Фамусова... Ну, Фамусова, разумеется, из Твери.

Тут надо заметить, что и другие мои "звездные" спектакли не обходятся без участия Александра Александровича Чуйкова ( надеюсь, понятно, что в роли Фамусова у меня выступал именно Чуйков и нужно ли добавлять, что сыграл эту роль превосходно). Не успеешь прикинуть ту или иную пьесу, а уж Чуйков тут как тут - появляется из-за кулисы в соответствующем эпохе костюме и гриме и в полном преображении характера. И каждый раз я не устаю поражаться свежести, неожиданности и той поразительной жизненной убедительности, в какой произносит на сцене слово Чуйков.

Жаль, конечно, что прекрасные эти мгновенья мне суждено переживать лишь в воображении, но то, что А.А. Чуйков входит в компанию лучших актеров России - истинная правда и в этом не может быть ни малейших сомнений.

Можно, например, сколько угодно долго перебирать в памяти разные версии "Последней жертвы" Островского и при этом так и не найти достойного "соперника" Чуйкову в роли Флора Федулыча Прибыткова - просвещенного русского купца-предпринимателя, образованного к тому же, с широким умом, не пропускающего концерты знаменитой Патти и знающего цену красоты и грации женской души. Именно таким увидели мы Прибыткова в исполнении Чуйкова! Какой современный в известном смысле, точнее, какой "ожидаемый" нами образ! Именно таких вот Флоров Федулычей, богатых и просвещенных людей безупречной репутации катастрофически не хватает нынешней новой России! Актер словно приблизил к нам далекий образ времен Островского. И дело тут вовсе не в том, что вернулись в нашу повседневность "проценты", "банкротство", и "кредит", главное, поразительная способность Чуйкова (тайна Чуйкова!) перевоплощаться так, что каждая интонация и звук его голоса оседают где-то глубоко в "копилке" нашей души, становясь как бы частью нашего душевного опыта.

До сих пор помню укор, сожаление, чувство оскорбленного достоинства в его словах, обращенных к Юлии Тугиной, опьяненной страстью к своему возлюбленному и готовой ради него на любую жертву: "Да разве для того мужья женам капиталы-то оставляют?- Не-е-т..." Помню паузу и неожиданно глубокое счастье, опалившее душу этого немолодого мужчины после искреннего и благодарного порыва Тугиной: "Этот поцелуй дорогого стоит!"

Театральные критики любят доискиваться "до самой сути", пытаясь разглядеть "Главную тему" в творчестве актера, ту "мелодию", которая звучит в самых разных ролях, выражая его особый сокровенный мир, но ведь, чтобы быть услышанной, мелодия должна быть "спета", то есть прозвучать чистой и ясной нотой в каждом мгновенье сценического бытия.

В "партиях" Чуйкова не бывает не только фальшивых нот (всякая пошлая театральность и фальшь несовместны с его художественной природой), он не знает неточных интонаций, неверных жестов, неоправданных движений глаз. Потому что Александр Чуйков - Мастер русской актерской школы, в полной мере владеющий ее тайнами. К примеру, Чуйков не занимается внешней отделкой деталей и мелких "аксессуаров" роли, он ищет ее душевную суть, а тогда самые верные и точные детали появятся сами собой, изнутри, и не в блеске внешней отделки (вообще всякая внешняя мишура решительно чужда этому художнику), а освещенные светом души. И это поистине "дорогого стоит" - повторим мы следом за Флором Федулычем.

Я не раз становился свидетелем его блестящих актерских импровизаций на сцене, которые всегда вызывают восхищение зрительного зала. А Чуйкова, добавлю к слову, в Твери любят преданной и верной любовью, разумеется чувствуя, что актер, являясь достоянием России, прежде всего, естественно, достояние и гордость Твери.

Выше я упомянул о перевоплощении - замечательном даре актера. Однако, это не означает, что Чуйков любитель перевоплощаться так, что "его и узнать нельзя", напротив, в каждой его роли всегда проглядывает его личность, в каждом "перевоплощении" мы всегда узнаем Чуйкова, как всегда узнавали, к примеру, Бабочкина и Яншина, Смоктуновского и Даля...

Вот почему, признаюсь, я ахнул, когда услышал, что Чуйков репетирует толстовского Каренина (было это, понятное дело, уже давно). Как? Тот самый Чуйков, который казалось бы создан самой природой на роли купцов из Островского - Белугина и Василькова, которого я так полюбил за его Лопахина из "Вишневого сада" - вот, где был тот истинно чеховский психологический реализм - игра с размахом и тонким плетением паутины чеховской ткани. ( Как забыть "объяснение в любви" Лопахина с Варей, когда случайные фразы о погоде, о работе, невзначай разрушили казалось бы уже сложившийся союз двух людей, возможно, предназначенных судьбой друг для друга ). Да, Чуйков замечательный актер не только театра Островского, но и Чехова тоже - последняя его работа - Гаев, в третьей (!) редакции "Вишневого сада", истинно чеховский, по-детски беспомощный и глубоко трагический образ, конечно войдет в галерею лучших созданий этого чеховского характера... Но ведь и чеховский Лопахин в сущности прямодушный, русский открытый человек, который так близок натуре самого Чуйкова, каким мы привыкли себе его представлять. А тут, Каренин, петербургский чиновник самого высокого ранга, государственный деятель, блюститель дворцового ритуала, бесконечно далекий от "простых" демократических обычаев и привычек. Нет, как хотите! - Каренин и Чуйков - две вещи несовместные! Замечу, так недоумевал не я один -недоумение, недоверие читалось у многих моих коллег, знакомых с творчеством Чуйкова.

Вероятно "видел" Чуйкова в роли Каренина всего один единственный человек. Правда, человеком этим была Вера Андреевна Ефремова - режиссер, друг и наставник Чуйкова. Она неизмеримо лучше других знала истинный диапазон творческих сил актера. Она верила... А впрочем, кто знает, возможно и ее не раз посещали сомнения - уж очень рискованным был этот шаг.

Сегодня, когда спектакль "Анна Каренина" прошел девяносто раз (!), когда о Чуйкове написано множество восторженных статей и рецензий, никто уже не сомневается в творческой победе Ефремовой и Чуйкова.

Довелось актеру играть своего Каренина и на сцене Художественного театра, той самой сцене, на которой впервые открыл Каренина великий Хмелев, создав по сути "обличительную" традицию, вполне в духе времени, ( а премьера пришлась как раз на 1937 год) трактовки этого образа...

Каренин Чуйкова не "потерялся" не "оплошал" на прославленной сцене, он достойно представил толстовский образ, хотя решительно шел вразрез с "обвинительным уклоном" хмелевской традиции, Чуйков обращал нас к человеческой драме Каренина, не чиновника, а человека, способного и любить и глубоко страдать.

Вообще, кого бы не играл Чуйков (тут я все-таки не миную разговора о "теме" его творчества хотя бы вкратце), непременно проглядывают такие фундаментальные черты русского национального характера, как прямодушие, открытость, чуткость к добру и сердечности, то, что у нас принято называть человеческой порядочностью. Маленькая, казалось бы, роль помещика Тушина в "Обрыве" по роману Гончарова, а как светятся изнутри все эти "фундаментальные" свойства в этом человеке, делая его своеобразным нравственным камертоном спектакля.

Александр Александрович Чуйков - человек верный традициям, он глубоко ценит те истинные богатства русской театральной культуры, которые достались нам от великих предшественников. Верное их заветам искусство не увядает, говорю об этом, так сказать, вполне ответственно, когда постоянно ездишь по градам и весям России, когда смотришь не менее полутораста спектаклей за сезон и потому держишь перед глазами нынешнюю театральную панораму, зримо видишь востребованность подлинного актерского мастерства. Той самой русской актерской школы! А это означает, что Искусства!

И потому нет ничего удивительного в том, что искусство Александра Александровича Чуйкова, как говорится, искусство на все времена, так живо, так востребовано и молодо, как прежде. Оно лишь стало глубже, но по-прежнему волнует и радует зрителей, вызывая надежду на новые встречи с одним из самых замечательных актеров России!

Тверская жизнь. - 2001.- 4 апреля. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info