ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
БРУСИН ЛЕОНИД АРКАДЬЕВИЧ
ПРЕССА


Виктор ЧУДИН

ОТЕЦ БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН ...

Давно замечено: чем талантливее актер, тем он менее склонен к восторженной самооценке. А поскольку талант - явление само по себе редкое, то и сопутствующую ему скромность также можно отнести к числу дефицитных качеств, присущих творческой личности. Когда же при этом актер способен еще со всей искренностью похвалить своего коллегу, то понимаешь почти уникальность подобного рода ситуации. В беседе с заслуженным артистом России, ветераном тверской драматической сцены Леонидом Брусиным я поймал себя на мысли, что это как раз тот самый случай. Вроде бы и счастливый, так как общаешься с неординарным человеком, а с другой стороны, Леонид Аркадьевич не очень, скажем так, профессионально удобный для журналиста собеседник: почти ни слова о себе, зато часами готов говорить о своих замечательных и безумно талантливых друзьях-артистах. И это несмотря на более чем извинительный повод для обстоятельного и щедрого на похвалы (вполне, кстати, заслуженные) рассказа о себе: шестидесятилетний юбилей артиста!

Впрочем, порой среда обитания во времени (окружающие вещи, события, люди) намного красноречивее и - уж точно - объективнее свидетельствует о человеке, нежели он сам о себе. А потому начнем с того, что родился Леонид в городе Горьком, в актерской семье, которая вскоре переехала в Астрахань. Имя его отца Аркадия Брусина до сих пор произносится астраханскими театралами с благоговением. Сегодня оно окутано легендами и мифами, многие из которых при всей своей невероятности не могут соперничать с тем, что происходило в послевоенные годы здесь, в местном драмтеатре, когда на его сцене появлялся этот выдающийся артист. Он принадлежал к тем немногим счастливчикам, которым удалось среди десятков безупречно сыгранных ролей еще и создать два-три полнокровных, самодостаточных сценических образа. Таковым у Аркадия Леонидовича Брусина был Александр Сергеевич Пушкин.

Даже самые искушенные знатоки театра не могут припомнить случая, чтобы первый же выход актера в спектакле поднимал зрителей с мест, и весь зал - от партера до галерки - в восторге аплодировал ему. То ли Брусину, то ли Пушкину... Красивый, как молодой Бог, он не просто ходил по сцене, а как бы парил над ней - сам бледный, глаза блестят, полные слез от внезапно нахлынувшего вдохновения. Наделенный от природы феноменальным талантом и редкими актерскими данными Аркадий Брусин обладал также совершенно удивительной, почти мистической способностью энергетически воздействовать на людей. Спектакли с его участием порой напоминали массовые гипнотические сеансы знаменитого экстрасенса Вольфа Мессинга, который, кстати, был другом Брусина и горячим поклонником не только его артистического, но и этого магического дарования. Не случайно в такие дни у театра дежурила "скорая", которая (увы и ах!) без дела не стояла. Сегодня можно только пожалеть, что талант Аркадия Брусина не был тогда востребован кинематографистами.

А вот его сын Леонид начал сниматься в кино, будучи студентом школы-студии МХАТ, где подобное отщепенство жестоко преследовалось. Достаточно вспомнить историю Валентины Малявиной: она была отчислена за то, что снялась в фильме "Иваново детство", получившем, кстати, приз на фестивале в Венеции. Молодой Леонид Брусин, уже вкусивший киношного дурмана на съемках "Войны и мира" (даром что в массовке), стоял перед выбором: или закончить студию, или сыграть предложенную ему знаменитым к тому времени режиссером Юрием Чулюкиным достаточно заметную роль в фильме "Королевская регата". Если к этому прибавить начавшиеся пробы на роль Вронского в "Анне Карениной", то выбор в пользу важнейшего из искусств был просто неизбежен.

Однако обещавший бурное продолжение роман с кинематографом обернулся для Брусина всего лишь легким флиртом. Благо диплом студии МХАТ он все-таки получил, но уже в тамбовском ее филиале. Помог главный режиссер тамошнего театра, когда-то работавший вместе с отцом Леонида. Обостренное чувство долга, присущее Брусину, задержало его в Тамбове на четыре последующих года, которые он как бы отдал местному драмтеатру. С тех пор и прикипел к сцене. Уже навсегда.

Более тридцати лет Леонид Аркадьевич является одним из ведущих актеров Тверского театра драмы. Свыше двадцати только заглавных ролей (иных - много больше) сыграл он за эти годы. Первая значительная работа - роль Дунькиного мужа в "Варварах". Она была интересна тем, что не соответствовала амплуа молодого Брусина. Ее приходилось играть как бы на сопротивлении. Это, конечно же, раскрывало его потенциальные творческие возможности и расширяло диапазон их применения. Любопытно, что постановщиком этого спектакля, а значит, вольным или невольным инициатором своеобразного эксперимента с начинающим актером была Вера Ефремова, тогда только пришедшая в театр. Позже было много совместных работ с Верой Андреевной, среди которых мой собеседник особо выделил роли Стива Облонского в "Анне Карениной" и эксцентричного графа Зефирова в водевиле "Лев Гурыч Синичкин", а также Райского из "Обрыва". В настоящее время Леонид Брусин репетирует графа Шрусбери в спектакле "Елизавета против Елизаветы", поставленном по пьесе И. Шиллера все той же Верой Ефремовой.

В довольно внушительной галерее сценических образов Брусина особняком стоит фантасмагорический персонаж из спектакля "Игра". Это, пожалуй, тот редкий случай, когда образ все-таки не сыгран, а создан артистом. Сама по себе роль, как говорят актеры, сыграть и умереть! Сорок две страницы текста! По признанию моего собеседника, он теряет два с половиной, а то и три килограмма веса за спектакль! Характер его героя, мягко говоря, сложный. Респектабельный господин, барин, очень даже не глуп, в меру талантлив... И он же - садист, мазохист, ничтожество, юродствующий кривляка-лицедей: то беззубою старухой зашепелявит, то грозного полицейского изобразит. Такая разность, контрастность черт и качеств образа требует от актера полной самоотдачи. Думается, неспроста спектакль этот был записан на Центральном телевидении. Разумеется, у Леонида Аркадьевича есть видеокассета с "Игрой". Недавно Брусин был в Астрахани и там показал кассету старой приятельнице его родителей, прекрасной актрисе, диктору Ирине Ложниной. Спустя какое-то время спросил у нее: была бы, по ее мнению, довольна его мама тем, как он играет в этом спектакле? "Не только мама, но и отец был бы доволен тобой", - последовал ответ.

У Леонида Брусина юбилей. Сегодня вечером в Тверском государственном театре драмы состоится чествование актера. Наверняка будут зачитаны многочисленные поздравительные телеграммы. Некоторые из них Леонид Аркадьевич дал мне прочитать накануне. Владимир Меньшов, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Эммануил Виторган, Борис Невзоров, Владимир Стеклов, Василий Лановой и другие, не менее именитые коллеги Брусина без ложного пафоса, тепло и трогательно поздравляют своего друга, искренне восторгаются его многочисленными талантами, одним из которых - блистательным даром пародиста - Леонид Брусин, вполне возможно, сегодня воспользуется. В том числе для того, чтобы несколько разбавить юбилейный елей спасительной для истинного таланта самоиронией.

Тверская жизнь. -2002.- 22 февраля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info