ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
АНДРИАНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
ПРЕССА


Софья ВОРОТЫНЦЕВА

ИРИНА АНДРИАНОВА: "МНЕ ГРЕХ ГНЕВИТЬ СУДЬБУ"

На днях на большой сцене Тверского академического театра драмы возобновился показ премьерного спектакля "Елизавета против Елизаветы" по одноименной трагедии Фридриха Шиллера. Напомним, что коррективы в программу работы драмтеатра были внесены в связи с производственной травмой у актрисы Ирины АНДРИАНОВОЙ, исполнявшей главную роль - роль Елизаветы, королевы Английской. На премьере спектакля актриса неудачно вышла на поклон и сломала ногу. Около месяца тверские театралы скучали по Андриановой. Актриса поправилась, и 16 ноября зрители вновь увидели Елизавету.

ИЗ ОКОН ЕЕ КВАРТИРЫ видна гримерная - это не случайно. Актеры не должны быть связаны никакими транспортно-временными препятствиями, чтобы в нужный момент оказаться там, в театре, где кипит другая, придуманная, но все же настоящая жизнь. Именно этой жизнью уже более тридцати лет живет Ирина Андрианова. В отличие от своего мужа, народного артиста Константина Юченкова, она актриса в первом поколении. Профессии ее родителей далеки от искусства: мать Андриановой - детский врач, а отец - военный летчик. Оба прошли войну. Однако они очень любили театр, куда нередко ходили всей семьей. Сама Ирина Васильевна считает, что любовь к театру ей привила в большей степени старшая сестра. Она прекрасно писала сочинения. Когда Ирина училась в школе, старшую сестру ей всегда ставили в пример. Сестра Ирины Васильевны окончила филологический факультет и, уже работая преподавателем русского языка и литературы, организовывала театральные кружки, пыталась ставить спектакли. Но в профессиональный театр пришла именно Ирина Андрианова. Свои школьные годы Андрианова провела в Черновцах (Западная Украина). Это пограничный город, а потому все музыканты, исполнявшие эстрадную и классическую музыку, давали здесь концерты.

После окончания школы затаившая в себе мечту стать актрисой юная Андрианова поехала в Ленинград. Она была уверена, что именно там и нигде больше ей суждено работать. "Я страстно хотела учиться в Ленинграде и быть поближе к БДТ (Большой драматический театр); мне чудилось в нем что-то родное, кровное..." Однако в Государственный институт театра, музыки и кино Андрианова не поступила. Зато через год она стала студенткой ГИТИСа имени А.В. Луначарского. Оказавшись в Москве, Андрианова попала совсем в иной, непривычный мир. Но еще больше ее заворожил театральный мир, тот, с которым она столкнулась в вузе, обучаясь на актерском факультете. Ирина Васильевна до сих пор с трепетом вспоминает своих первых преподавателей - "стариков" МХАТа - Василия Александровича и Марью Николаевну Орловых. "Мои студенческие годы связаны с именами Евгении Козыревой и Анхеля Гуттьереса, Давида Ливнева и Елизаветы Леонарди, Юрия Кагарлицкого и Алексея Барташевича", - говорит актриса. В театральном вузе не было четкого расписания занятий. Они составлялись с учетом возможностей мастеров. "Но вечер нам всегда освобождали, чтобы мы успевали на спектакли. Поэтому все лучшее, что мы увидели, - знакомство с театрами столицы - произошло в студенческие годы. Я не могу сказать, сколько спектаклей посмотрели, - рассказывает Андрианова. - Мы не пропускали ни одной премьеры, ни одного гастролера, порой штурмом брали двери театра... Как сейчас помню: в Центральный детский театр БДТ привез своих "Мещан". Попасть было невозможно, и никакие студенческие билеты театрального вуза здесь не помогали. Мы толпились у входа в ожидании, а потом в конце концов как-то смели все на своем пути (даже милицию) и прорвались. Сидели на галерке. Мое впечатление от "Мещан" - через сетку ограждения на той самой галерке. И это была замечательная жизнь - студенческая. Так и должно быть. Я знаю, сейчас все по-другому. У меня есть друзья, которые преподают сегодня в московских вузах. Они говорят, что нынешние студенты просто не видят спектаклей. Смотреть все им кажется полнейшим психозом. А жаль! Ведь актер воспитывается не сам по себе, а именно на том, что он видит. Актер должен наблюдать жизнь во всех ее проявлениях: во время занятий, дома, на улице и, конечно, в театре".Молодую Андрианову не пугало, с чем ей, возможно, придется столкнуться в будущем. В институте она исполняла самые разнообразные роли: от униженных персонажей до поистине сильных личностей. Андрианова ничего не боялась. Страх не имел места и тогда, когда она, окончив институт, пришла работать в театр. Амбиции по поводу того, какие именно роли предстоит сыграть, также отсутствовали. "Мне просто хотелось играть, играть много. Мне безумно хотелось работать", - говорит актриса. Немаловажным является и то, в руки какого режиссера попадает молодой актер. Как и в обычной жизни, здесь не обходится и без доли субъективизма. Актер всегда зависит от режиссера. Первый режиссер Андриановой - Вера Андреевна Ефремова. Судьба свела ее с ней в Ульяновском драматическом театре. По словам Андриановой, Вера Ефремова всегда очень любила молодежь (Ирина Васильевна признается, что порой ревнует ее к молодым). И Андриановой в этом плане повезло. "Я сразу попала в круговорот театральных событий. Началось, что называется "постижение профессии", - самые разнообразные роли, непонимание требований и желание доказать свою состоятельность, слезы радости и обиды".

Из Ульяновска Ирине Андриановой пришлось уехать в Таллин. И вот он, долгожданный выход на сцену. Это был красочный мюзикл "Тощий приз" кубинского автора Э. Кинтеро в постановке специально приглашенного Юрия Шерлинга, который работал хореографом в театре Маяковского. К мюзиклу готовились долго и основательно. Вся труппа проверялась на предмет голоса. Когда выяснилось, что петь будут, что называется "живьем", многие отказались: не все физически могли это вынести. Но не Андрианова. Ее назначили на одну из главных ролей - на роль Илуминады. С этим спектаклем Таллинский Русский театр объездил всю Эстонию. Летом 1974 года таллинская труппа побывала в Твери. Десять дней подряд на мюзикле "Тощий приз" были аншлаги. Так у Андриановой произошло первое знакомство с Тверью. Потом в таллинском театре были еще спектакли, в которых играла Ирина Андрианова. Однако все в жизни актера играет случай. И в декабре 1974 года Ирина Андрианова вместе с мужем Константином Юченковым стала работать в Тверском театре драмы. К тому времени режиссер Вера Андреевна Ефремова ушла из ульяновского театра и приняла руководство над театром в Твери, куда и приглашала актеров. Андриановой жаль было расставаться с театром в Таллине. Сомнений было немало. Но, видимо, все случилось так, как должно было случиться. Новые спектакли, неожиданные роли... "Мне нравится работать с Верой Андреевной Ефремовой. Она режиссер-кладоискатель. Для нее важно, что внутри актера, - говорит Андрианова. - Она, как никто другой, умеет создать атмосферу спектакля".

За долгие годы работы в театре Ирина Андрианова сыграла более 150 ролей. Среди них: сваха (Гоголь "Женитьба"), Таня (Шатров "Лошадь Пржевальского"), Мария (Хэмингуэй "По ком звонит колокол"), Глафира (Островский "Волки и овцы"), Маша (Чехов "Чайка"), Долли (Толстой "Анна Каренина"), Софья (Горький "Последние"), Раневская (Чехов "Вишневый сад") и многие, многие другие. "Конечно, были и массовки, и эпизодические роли, но мне грех гневить судьбу", - признается актриса.

Андрианова не мыслит свою жизнь без театра. Травма ноги на месяц (а это большой срок для творческой личности) вынужденно "вырвала" ее из театра. Но мысленно все это время она была там, глядя из окон своей квартиры в окна гримерной. Коллеги-актеры не давали скучать, хотя подчас это было трудно сделать. Как говорит Ирина Васильевна, за этот срок многое успело стрястись. "Я говорю о теракте в Москве, - отмечает Андрианова. - Когда мы репетировали спектакль "Елизавета против Елизаветы", часто звучало слово "террор". По режиссерской задумке террористические акты были организованы именно против Елизаветы, королевы Английской. 48 часов из жизни Англии - повсюду теракты. Не знаю, пророчество ли это... Но ведь в какое время мы живем! Несмотря на то что спектакль уже был представлен, он вновь будет премьерой, потому что настал новый период. И, конечно, мы будем играть его уже по-другому. А для меня это будет премьерой вдвойне. Та Елизавета, которая была, кажется мне теперь героиней из другой жизни, особенно после такого перерыва в творческой деятельности. Постановка родилась заново".

Караван+Я. - 2002. - 20 ноября. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info