ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
АНДРИАНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
ПРЕССА


Владимир НЕУГОДОВ

ЖИЗНЬ ПО СЦЕНАРИЮ СУДЬБЫ

Видимо, и высокие указы могут опаздывать на годы, а потому лишь констатировать то, что давно является фактом. И это легко доказывается с помощью официального сообщения о присвоении актрисе Тверского областного академического театра драмы Ирине Васильевне Андриановой почетного звания “Народная артистка Российской Федерации”.

Соответствующий указ датирован 19 декабря прошлого года, оглашен он был в нашей газете 28 декабря, но реакцией очень многих тверитян было либо: “Давно пора”, либо еще более красноречивое: “Да Ирина Андрианова и раньше была народной”. И с последним трудно не согласиться: придя в наш главный театр в 1974 году, эта актриса уже первыми ролями обратила на себя внимание, спустя несколько лет обрела большую популярность, которая вскоре переросла в настоящую зрительскую любовь. А если актрису любит большой город, если сотни людей идут в театр “на Андрианову” – разве не является это ярким свидетельством того, что официально звание “народная” она получила, фактически уже давно обретя его? Впрочем, как бы там ни было, но этот рассказ виделся, целиком посвященным тому, что возвело на актерский пьедестал именно Ирину Васильевну Андрианову, – от непременной детской мечты о сцене, творческой биографии, работы над многими конкретными ролями и, наконец, до планов на будущее. Таков уж вроде бы логический стереотип представления достигших актерских вершин. Но при этом очень ощущалась масса проблем, заключающихся не столько в том, что, в частности, ролей, сыгранных этой актрисой, сотни и каждая видится значимой, сколько в той самой известности Ирины Васильевны и поистине всетверской любви к ней. И тут на помощь пришла сама Ирина Васильевна, у которой слово “я” почти отсутствовало, значительная часть ее рассказа была посвящена многим другим людям, а часть – и актерской судьбе в целом. И все это звучало отдельными фрагментами и эпизодами, именно так и перенесясь затем на бумагу. Кстати, только что было упомянуто об актерской судьбе – вот и начну с такой фразы Андриановой: “Я верю в судьбу, которая наверняка определила и мой сегодняшний день”.

...Оказывается, золотая медалистка школы в украинском городе Черновцы мечтала стать вовсе не актрисой, а …летчицей. Причина проста: пример отца – военного летчика оказался сильнее мечты ее мамы – врача-педиатра о том, что дочь пойдет в медицину. Проста и причина того, почему она, образно говоря, так и осталась на земле: после полета Терешковой ученые заявили: “Не только космос, но и небо – не для женского организма”, за чем последовали соответствующие запреты. Нельзя сказать, что Ирина поехала в Москву поступать в театральный чуть ли не наугад: черновицкая актриса Галл-Савальская была и ее любимицей. Но очень похоже, что именно так за будущую народную артистку решила ее судьба – иначе-то сразу в два театральных вуза не поступают – верно?

…В знаменитом “щепкинском” училище Ирина прошла все три тура в первом “майском” потоке, поступая, кстати, вместе со знаменитым в будущем Юрием Богатыревым. А вместо того, чтобы дожидаться окончательного июльского решения приемной комиссии, решила “подстраховаться”, сдав экзамены и в ГИТИСе, который в конце концов и выбрала. Впрочем, даже по ходу учебы “щепкинцы” не раз звали Ирину к себе, но она уже ощутила, что быть ученицей, в частности, Марии Николаевны и Василия Александровича Орловых – “последних могикан” школы МХАТа – это сравнимо с крупным выигрышем в лотерее. …Тогдашние выпускники ГИТИСа стремились попасть вовсе не в столичные театры, а туда, где для них есть роли. Режиссер же Ульяновского театра Вера Ефремова, приехавшая в Москву за пополнением, отобрав троих молодых выпускников, сначала сообщила главное: “Работы для вас – море”, а затем и подтвердила это жестким условием: “В Ульяновске быть, не дожидаясь выпускного вечера: театр выезжает на гастроли в Смоленск, где вам уже предстоит играть”. Кстати, каждый из той “тройки”, на которую тогда пал выбор Веры Андреевны, сегодня носит звание “народный артист”. Это Михаил Янко – ныне ведущий актер Липецкого театра, Борис Александров, оставшийся в Ульяновске, и любимица нашей Твери Ирина Андрианова… …По окончании дебютного для молодой ульяновской актрисы Андриановой спектакля “Поднятая целина” благодарные смоляне вынесли на сцену огромный букет роз. Но прима театра Киреева, объявив залу об участии в спектакле троих дебютантов, под долго не смолкающие овации передала эти цветы им… А после завершения гастролей их же собрала Вера Ефремова, чтобы сказать: “Вы сыграли то, что должны были сыграть. А теперь я принимаю ваши заявки: что хочет играть каждый из вас”. Ирина Андрианова “заказала” тогда роль Александры Семеновны в “Униженных и оскорбленных” Достоевского. Спустя время этот спектакль появился на ульяновских афишах… …И опять судьба, определившая почти два года работы Андриановой в театре русской драмы столицы Эстонии. Совершенно иные труппа, репертуар, а главное – режиссура Виталия Черменева, но в целом – продолжение учебы и поиска себя. Ярчайший всплеск – диковинный даже для почти западной Эстонии мюзикл “Тощий приз”, о котором Ирина Васильевна сегодня говорит так: “Чикаго” рядом с этим экспериментом московского режиссера Юрия Шерлинга может отдыхать”. В том мюзикле Ирина Андрианова сыграла роль…толстушки, ежевечерне “поправляясь” с помощью ваты на десятки килограммов. Именно этой ролью она окончательно завоевала сердца таллинцев, но тем не менее в конце 1974 года, не раздумывая, сменила эстонскую цивилизацию на Калинин, узнав, что главным режиссером его театра драмы назначена Вера Ефремова… …Итак, Ефремова, Черменев, Шерлинг, снова Вера Андреевна, а здесь же, в Твери, еще и Голубовский, и Персиков… Это режиссеры, с которыми Ирине Васильевне довелось работать. Разные личности, порою противоположные взгляды на режиссуру, различные трактовки образов и даже приемы их создания, и при этом вывод самой Андриановой таков: “Во-первых, классику должен ставить режиссер-“классик”, авангард – авангардист, комедию – тонко чувствующий юмор и т.д. Во-вторых, для актера очень важно встретить именно своего режиссера. И, в-третьих, не менее важно уметь подчинить себя воле этого человека, доверившись ему целиком и полностью”. Долог список и партнеров Ирины Васильевны, в частности, на тверской сцене. Причем партнеров настоящих, которых она определяет по критерию: “Настоящий – тот, кто играет не на себя, а на своего партнера. Ярчайший пример – Александр Александрович Чуйков”.

И, наконец, еще один важный момент, легко иллюстрируемый самой Андриановой: для человека, посвятившего себя сцене, не должно быть различий между главными и прочими ролями. “Я до сих пор мечтаю о Шекспире, но при этом счастлива, когда выхожу к зрителю даже с несколькими фразами”, – говорит она. И все это вместе взятое приводит к логическому выводу, касающемуся той же актерской судьбы: найти своего режиссера, своих партнеров, пусть даже маленькие, но свои роли, а в целом – свой театр – вот то, что в конечном счете и возводит артиста на пьедестал. И это подтверждает такое признание Ирины Васильевны: “Мне очень повезло в том, что я почти тридцать лет назад выбрала именно Тверской театр драмы”.

А еще ей очень повезло в том, что она, “вовремя” став “заслуженной” (не к пенсии, как это часто бывает, а уже через сезонов десять, когда уже можно оценивать актерский уровень), и звания “народная” дожидалась не семь лет, как ее супруг Константин Юченков, а всего года два. Конечно же, о многом свидетельствует и поток телефонных звонков с поздравлениями даже от незнакомых людей, заполнивших весь день 28 декабря прошлого года. Да и тот факт, что нашу беседу в гримерной театра прервал звонок Константина Глебовича с сообщением о приезде из Москвы их дочери – специалиста по скандинавским странам, тоже из числа удач теперь уже этой семьи. В общем, один народный артист уже пребывал с дочерью у плиты, а другая народная артистка направилась в магазин за хлебом, уже на улице признавшись: “Знаете, с годами желание играть пусть даже самые маленькие роли становится все острее”. И тут же от какого-то незнакомого прохожего прозвучало: “Здравствуйте, Ирина Васильевна”…

Тверская жизнь. - 2003. - 7 марта. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info