ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
АНДРЕЕВА ЗОЯ СЕРГЕЕВНА
ПРЕССА


Борис ГУРОВ

ЗОЯ АНДРЕЕВА: "Я САМАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ АКТРИСА"

Ее видят и узнают на сцене, за кулисами и на торжественной встрече. И секрет не только в ее неуемной энергии, но и в удивительной внешности. Она похожа сразу на многих. И все-таки она единственная - человек необычной судьбы, актриса Зоя АНДРЕЕВА.

Зоя Сергеевна провела детские годы близ Арбата, в переулке Сивцев Вражек, рядом с Театром Вахтангова. На первом этаже ее дома, в одиннадцатикомнатной коммуналке, жили интеллигентные люди: преподаватели консерватории, артисты филармонии и т. д.

Уже в шесть лет Зоя побывала на опере Римского-Корсакова "Снегурочка"в Большом театре. Подражая взрослым, дети на Сивцевом Вражке открыли свой собственный кукольный театр, представления которого показывали из подвала собравшимся наверху домочадцам. Несмотря на такое театральное детство, после школы Зоя Сергеевна пошла по рабочей линии. Она окончила "часовое" ПТУ №15 и стала работать сборщиком шестого разряда на конвейере 2-го часового завода столицы.

В 1957 году в Москве шла подготовка ко второму фестивалю молодежи и студентов, и Зою отбирают в объединенный хор трудовых резервов, сформированный из молодежи разных городов. После того как фестиваль закончился, Андреева твердо решает поступать в театральное. Два года она обучается в студии академического центрального детского театра у таких знаменитых педагогов сцены, как Кнебель и Эфрос.

В 1959 году Зоя Андреева переезжает из Москвы в Челябинск, поскольку ее мужа, выпускника Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Георгия Пономарева, отбирает молодой режиссер Челябинского театра имени Цвиллинга Вера Ефремова. В первом своем челябинском спектакле "Тайфун"Зоя Сергеевна играла грозное явление. Андреевой поручили изображать тайфун. Она качала вишневую ветвь и крутила барабан с горохом. Позже появились и серьезные роли. Например, Марина во "Власти тьмы"Льва Толстого, Майка в "Иркутской истории", Маша в "Ленинградском проспекте". В театре сложилась веселая молодежная компания. Часто выезжали на лыжные прогулки и пикники. Но в то же время некоторые артисты заболевали и умирали, сраженные незримой лучевой болезнью. Сама Зоя Андреева страдала от частых головных болей. И когда родился сын Илья, названный так в честь первой роли мужа (врач Илья в "Походном марше"), врачи настоятельно посоветовали актерской семье уезжать из зараженного Челябинска. Свой выбор остановили на Калинине и на Калининском театре юного зрителя, куда их рекомендовала актриса Галина Штецко, уехавшая из Челябинска еще раньше. Из первой встречи с городом запомнилась булыжная мостовая и маленькие домики у вокзала. Зоя Андреева играла Инессу в "Дуэнье"Гольдони, Марусю в "Юности отцов"... Тем временем очередного ТЮЗовского режиссера Виктора Шульмана сменил Роман Виктюк, который привез с собой из Львова целую группу украинских артистов. Талантливый режиссер, хорошо умевший раскрепощать актеров, Роман Григорьевич дал своим землякам большие зарплаты и обязал ТЮЗовских старожилов учить их русскому языку. Андреева и Пономарев хотели перейти в драмтеатр, но этому препятствовало Управление культуры.

Тогда в 1970 году актерская семья отправляется в ГДР, где участвует в тематических постановках Театра группы советских войск в Германии: "Перебежчик", "Трибунал", "А зори здесь тихие"и т.д. А в 1974-м артисты возвращаются в Калининский ТЮЗ, но вскоре переходят в театр драмы. Здесь творческие пути режиссера Веры Ефремовой и актрисы Зои Андреевой вновь пересекаются. Побывав после Челябинска в Рязани, Калуге и Ульяновске, Вера Андреевна становится главным режиссером и художественным руководителем Калининского театра драмы. С тех пор не покидает стен драмтеатра и Зоя Сергеевна. Здесь она Анфиса Тихоновна в "Волках и овцах"Островского, Ольга Михайловна в "Продается жена" Рацера и Константинова. Одновременно Андреева учится в филиале Высшего театрального училища имени Щукина.

Смешные моменты, казусы? Актриса вспоминает, как во время постановки "Бессмертного"в Кремлевском театре неожиданно оборвалась фонограмма, а Григорий Слободкин за роялем не растерялся и сам сыграл позывные Москвы. А в другой раз на "Анне Карениной"она подвернула ногу. На сцене боль не чувствовала, но нога так распухла, что в следующем акте нельзя было надеть обувь. Выручило длинное платье, но со сцены Зою Сергеевну уносили уже на руках.

Вне театра помимо участия в феминистском движении "Женский свет"Зоя Андреева вяжет, шьет и изготовляет куклы для кукольного театра воскресной школы храма Покрова Божией Матери. Некоторые куклы она изготовляет лично для себя и выставляет на серванте. Среди них не только сказочные персонажи, но и созданные ею с известной долей юмора конкретные тверские культурные деятели. Зоя Сергеевна следит, чтобы ее детища не отставали от оригиналов. Меняет, к примеру, человек прическу - то же самое делает и его кукла на серванте. Когда хозяйки нет дома, компанию куклам составляет черная жизнерадостная такса и такие же черные, но медлительные пиявки в трехлитровом баллоне, которые кушают всего-то раз в три месяца. И еще женщина-философ Андреева пишет стихи, которые нигде не публикуются, да и читаются далеко не всем.

- Человек я доверчивый, - говорит о себе Зоя Сергеевна. - И вообще я самая обыкновенная актриса. У меня нет амбиций, и я не борюсь...

Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Караван+Я. - 2004.-18 февраля. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info