ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
ЖЕНИТЬБА БЕЛУГИНА
ПРЕССА


Петр РУЧНИКОВ

Инструкция к применению

На большой сцене Тверского театра драмы Александр Чуйков представил премьеру спектакля «Женитьба Белугина» по пьесе Островского. Этой постановкой открылся 262-й сезон, а сама она займет достойное место в репертуаре главного театра области.

Пьеса «Женитьба Белугина» написана Островским в соавторстве с Николаем Соловьевым, который принес ее драматургу, и тот несколько ее подправил. По всей видимости, по той причине, что материал этот был очень уж «остров­ским», а коллизии напоминали и «Красавца-мужчину», и «Бешеные деньги». К тому же типажи оказались очень привлекательными: миллионер-купец, мечтающий жениться, бедная, но соблазнительная невеста, светский хлыщ, «человек без определенного положения». Все это просто просится в комедию, а потом на сцену.

Режиссер Александр Чуйков прочитал пьесу дословно, вплоть до ремарок драматурга относительно оформления сцены (сценография А. Иванова). Однако спектаклю такая внимательность и скрупулезность абсолютно не повредила, потому что подобная дотошность в данном случае имеет смысл: она помогает актерам лучше вылепить характеры своих героев, показать их такими, какие они есть на самом деле. И в конечном итоге представить зрителю смешной и убедительный театральный продукт. В нем все очень строго продумано, вплоть до того, что происходящее на сцене можно посчитать руководством к действию – все нюансы, связанные с женитьбой, расписаны в мельчайших подробностях. Собственно, нужно-то не так много: красиво ухаживать за бесприданницей, бегать ей за конфетами, говорить, что готовы совершать безумные поступки (например, прыгнуть с высокой колокольни и уцелеть). А потом, после женитьбы, не мешать жене водить за своей спиной амурные шашни. И таким образом брать от жизни все, что она может дать.

Вся эта история разыгрывается как по нотам, стремительно, без остановок и повторов. Андрей Белугин (Тарас Кузьмин) мечется по сцене, задыхаясь от любви, может сидеть на отсутствующем стуле, едва ли не выпрыгивать в зрительный зал и кричать о своем чувстве каждому встречному. Энергия, с какой это проделывается, иногда заставляет подумать, что артист переигрывает, а некоторые его движения порой оказываются весьма предсказуемыми. Он, например, на радостях обнимая своего соперника Агишина (Александр Павлишин), должен непременно его немного придушить. Это и происходит, производя необходимый комический эффект, и выглядит вполне естественно. Как некоторая холодность Леночки Карминой (Дарья Плавинская), согласившейся не только выйти замуж за миллионера, но и изменять ему с Агишиным, и алкогольная зависимость ее матери Нины Александровны (Ирина Кириллова), которая прячет в цветочном горшке бутылочку со спиртным, а потом туда же сует и подаренные Белугиным деньги.

Героиня Ирины Кирилловой вызывает не столько смех, сколько жалость. Впрочем, всем женщинам в «Женитьбе Белугина» не позавидуешь. Нина Кармина, по сути, продает дочь, желая ей лучшей доли, сама Лена совершает сделку с совестью, мать Белугина Настасья Петровна (Наталья Плавинская) не смеет слова сказать своему супругу Гавриле Пантелеичу (Георгий Пономарев). Так что вся женская половина пьесы выглядит зависимой и несвободной. Но когда Елена получает от Белугина долгожданную свободу вместе с деньгами и позволением уехать с Агишиным за границу, она от нее легко отказывается и остается с мужем. Это изменение во взглядах сыграно Дарьей Плавинской тонко и изящно, так же, как и Тарасом Кузьминым процесс перерождения героя: от безумного влюбленного юноши в начале спектакля до зрелого и дальновидного мужа во второй его части.

Постановка «Женитьбы Белугина» доходит местами до искрометности прежде всего потому, что молодые артисты, задействованные в спектакле, привнесли в действие задор и непосредственность, исполняют свои роли вроде бы даже не особенно напрягаясь, с удовольствием, которое передается в зрительный зал и остается там до тех пор, пока не закроется занавес.

Тверская жизнь. -2007.- 25 октября. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info