ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
НЕ РАЗРУШАЙ МОИХ НАДЕЖД
(НЕВОЛЬНИЦЫ)
ПРЕССА


Евгений ПЕТРЕНКО

ВЕК НАДЕЖДЫ НЕ ВИДАТЬ. ТЕАТР ДРАМЫ ОТКРЫЛ ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕЗОН

Сегодня в четвертый раз в Тверском академическом театре драмы будут играть премьерный спектакль «Не разрушай моих надежд». По традиции новый сезон открывается Островским, правда, от его пьесы «Невольницы» в версии режиссера Веры Ефремовой остался только текст.

Перенос акцентов, конечно, воля режиссера. И если Островский писал в общем-то о том, как несладко приходится женщинам - бесприданницам, которых в буквальном смысле покупают состоятельные мужья, то выпущенный спектакль повествует о большой, но несчастной любви и судьбе. Этим вызвано и изменение в названии пьесы, которое представляет собой неточную цитату из Островского. У него главная героиня Евлалия Андревна, признаваясь в любви к Артемию Васильичу Мулину, говорит ему: «Не разрушайте моих надежд». На любовь, на счастье, на понимание и всего того, что всегда хочет женщина. В соответствии с замыслом решено и оформление спектакля. На сцене возведено некое сооружение, сильно напоминающее купол церкви, однако если присмотреться и продолжить прерванную линию, получится не купол, а сердце. И возникшую цезуру (без нее никуда было не деться, потому что артистам на площадке нужно двигаться) можно воспринимать как символ того, что сердце разбито и надежд на лучшую долю у главной героини нет никаких. Поэтому и само название, и приведенная выше реплика превращаются в метафору, хоть и стертую, этого самого разбитого сердца. Так в общем-то и происходит.

Речь, собственно, идет о том, как Евлалия Андревна (Ирина Погодина), совсем не по любви вышедшая замуж за крупного промышленника Евдокима Егорыча Стырова (Александр Чуйков), несчастлива в браке. Однако у Стырова служит ловкий молодой человек Артемий Васильич (Александр Павлишин), которого давно и тайно любит Евлалия. Начинается все, впрочем, почти с идиллии. Поют итальянские музыканты (в каноническом тексте их нет), и супруги Стыровы выглядят вполне счастливыми. Однако стоило мужу уехать по делам бизнеса, как жена уже не может справиться с нахлынувшими чувствами, тем более что именно Мулина оставляют присматривать за ней. Тут-то правда и выясняется. Весь текст, прописанный Островским по поводу незавидной женской дели, в спектакле вымаран, хотя он, наверное, помог бы лучше понять мотивацию поступков героини, почему Евлалия без оглядки бросается в море безответных страстей. У Островского Софья Сергевна, жена компаньона Стырова, говорит Евлалии: «Мы обе несчастные женщины, обе изуродованные рабством; вы - в детстве, а я - в замужестве; мы обе невольницы». Не звучат со сцены и другие, ключевые для драматурга, фразы.

Впрочем, изменения коснулись и характера Евлалии Андревны. В версии тверского театра она почти экзальтированная, едва ли не похотливая женщина «до тридцати лет». Она истово домогается до Мулина, бросается ему на шею, целует и обнимает его. Только все без толку: он не хочет ее светлой и чистой любви. В спектакле Евлалия Андревна представляется этакой жертвой, которую предают буквально все - и экономка-шантажистка Марфа (ее блестяще играет Ирина Андрианова), и лучшая подруга Софья (Дарья Павлинская), которая таковой лишь прикидывалась. Таким образом артисты рассказывают историю не столько о несчастной и безответной любви, сколько о женском коварстве и хитрости.

Постановка «Не разрушай моих надежд» получилась, кажется, какая-то антиженская, у некоторых феменисток она, пожалуй, может вызвать некоторое недовольство. Герои-мужчины относятся к женщинам как к красивой вещи, и только. Поневоле хочется их пожалеть. До чего же надо довести жену, если от горя и безысходности она не может придумать ничего лучшего, чем пойти играть в карты! Все надежды разрушены. Так и проживет несчастная своей век за зеленым столом, проигрывая состояние своего мужа.

Тверская жизнь. -2005.- 12 ноября.[ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info