ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Рэй Куни
№13 ("БЕСПОРЯДОК")
ПРЕССА


Туся КАРАСИК

ОСТОРОЖНО: ЭТО СМЕШНО!

Культурно озабоченная Тверь шумит и восторгается. «Обязательно сходите!» — передается из уст в уста. «Как, вы еще не были на «№13»? Многое потеряли!»

Не знаю, кому как, а мне представляется, что эти слухи распространяют очень безответственные личности. Была, знаю! И вот мои доводы в знак несогласия с восторгами по поводу премьеры в Тверском академическом театре драмы.

Во-первых, странным и безответственным кажется выбор режиссером Борисом Михней пьесы Рэя Куни «№13, или Беспорядок», да еще в переводе известного сатирика Михаила Мишина. Безответственным еще более, что ставится пьеса в год выборов, а речь идет о проделках политиков. Ну и что, что английских! Ведь едва успели подернуться пылью забвения «банные похождения» министра Ковалева и шалости «человека похожего на генерального прокурора». Зачем же будить воспоминания электората? Так ведь, батеньки, явки на выборы не добьемся! Мы уже не будем говорить о вопиющих нарушениях трудовой дисциплины, когда крупный чиновник вместо парламентских слушаний идет предаваться утехам вокруг чего и разворачивается сюжет пьесы.

Во-вторых, мало добавит общечеловеческим ценностям, а значит и процессу демократии в целом ситуация в номере 13, имевшая место быть в одной лондонской гостинице, где захотел провести забавный вечерок помощник премьер-министра Ричард Уилли. Это не номер, а какой-то проходной двор: то управляющий, то посыльный, то горничная. Не говоря опять же про разных темных личностей вроде частного детектива, сующего нос не в свое дело, воющих водопроводных труб и самопроизвольно захлопывающегося окна. Где же неприкосновенность частной жизни? Хваленый сервис? А еще небось отель со звездами…

В-третьих, вызывает удивление (а местами и возмущение) подбор режиссером актеров на роли. Да, конечно, народному артисту России Константину Юченкову традиционно удаются комедийные роли. Но зачем заставлять его, артиста так напрягаться? Зачем этот монолог на английском, на который актер потратил свое драгоценное время? Ах, для ощущения реальности, что дело имеем с подданным Соединенного Королевства! Ах, это вызвало аплодисменты публики! А усилий не жалко?! Или передвижение в пространстве указанным артистом тела мужчины средних лет? Не с грузчиком ведь имеете дело, господин постановщик!

В-четвертых, разве следовало столь откровенно показывать процесс совращения весьма добропорядочного молодого человека Джорджа Пигдена (тоже, между прочим, государственного чиновника!)? Право жаль и Бориса Бедросова, который оказался заложником своей роли! Босс Пигдена Уилли, чтобы скрыть свои похождения, готов подставить своего молодого помощника и под тело мертвеца, и под гнев обманутого мужа, и под обольщение дам. Дурное дело нехитрое, и в конце спектакля перед нами отнюдь не скромный юноша, а вступивший на путь разврата денди.

Кстати, о дамах. В их поведении, знаете ли, тоже мало целомудрия. Об этом свидетельствует очаровательное неглиже, в котором каждая из них явилась публике. И даже жена ловеласа Уилли миссис Памела (заслуженная артистка России Валентина Мартьянова) в этом смысле не вызывает сочувствия. Как скоро она поддалась на скоропалительное обольщение помощника мужа! И добропорядочная сестра-сиделка мисс Глэдис туда же - в шкаф!

В-пятых, вызывает вопрос персонал отеля. Какой-то Ноев ковчег, честное слово! Потомок гордого индейского племени, а ныне официант Джек оказывается беззастенчивым обдиралой. Но чего не отнимешь у него, так это удиви­тельной пластики. И право, жаль, что режиссер всего-то единожды использовал этот талант артиста Валентина Кулагина. Равно как и потенциал горничной-китаянки Марии (Елена Филатова). К тому же девушку обманули: обещали выдать замуж за Пигдена, а потом прогнали из несчастливого номера. Очевид­но, назначенный причудливой фантазией автора на должность администратора гостиницы чернокожий персонаж (заслуженный артист России Станислав Плотников) -дань западной политкорректности. Его услужливость явно граничит с навязчивостью (читай пункт второй). Пожалуй, в одном он вызывает сочувствие — в тех сценах, когда волей-неволей ему приходится стать невольным свидетелем … э-э-э … двусмысленных взаимоотношений между мужчинами - гостями треклятого номера.

Безусловные симпатии автора этих строк на стороне мужа легкомысленной секретарши парламента Джейн (Екатерина Всеволодова) Ронни в исполнении Андрея Журавлева. Большой, сильный, обманутый, наивный как ребенок! Он сочувствует фальшивому «больному брату» Уилли (в котором почему-то не узнает нанятого им же сыщика), прощает Пигдена и даже свою неверную женушку. То же следует сказать и про несчастного сыщика, неоднократно становившегося жертвой неисправной фрамуги и бессовестного обмана зарвавшихся политиков.

И, наконец, в целом о постановке. Спектакль антигуманен по отношению к зрителю. Его заставляют слишком часто хохотать, от чего перехватывает дыхание, появляются колики в животе, слезы на глазах самопроизвольно размывают косметику зрительниц. Более того, было отмечено впадание в детство вполне вменяемых взрослых людей: как на детском представлении публика выкрикивала из зала, подсказывая героям пьесы.

Надеюсь, вас убедили мои доводы? Неужели нет! И вы таки решили обязательно пойти на это умопомрачительное действо? Тогда пеняйте на себя: вам будет очень-очень-очень смешно!!!

Вече Твери. -2003.- 8 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info