ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Татьяна ДЫМОВА ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ТВЕРСКОЙ "ЩЕПКИ"С 25 по 29 января в Тверском драматическом театре состоялся премьерный показ дипломного спектакля студентов Тверского курса Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина. Были представлены сцены из деревенской жизни по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Режиссер-педагог постановки - народный артист РФ, профессор Александр ЧУЙКОВ. Нынешний выпуск актеров курса будет уже третьим. Дипломный спектакль слушатели Тверского филиала театрального училища начали репетировать еще на втором курсе. Сейчас, в середине четвертого курса, студенты представили свой первый дипломный спектакль. Молодых людей, постигающих актерское мастерство, на курсе десять, в постановке заняты восемь. Двое незанятых студентов - Алина Гроссу и Марат Мельник - репетируют главные роли (Софья и Молчалин) во втором выпускном спектакле. В местах, из которых родом студенты, присутствуют многие малые города области: Ржев, Вышний Волочек, Бологое, Жарки... Центральную роль в студенческом спектакле сыграл артист театра Александр Павлишин, и, судя по этой роли, можно сказать, что сейчас он достиг зрелого актерского мастерства. Проникновенно и эмоционально сыграла Соню выпускница курса и актриса театра Татьяна Лугачева. Нелегок был ее путь к большой роли. Татьяна Лугачева - тверичанка, в юности занималась танцами, спортом, музыкой, но всегда мечтала стать актрисой. Ей повезло: она была приглашена в театр в 1995 году - сначала на должность помощника режиссера, а затем была принята в труппу. За эти годы сыграла небольшие роли в нескольких спектаклях - «Милый друг», «Зойкина квартира», «Укрощение укротителя», «Два клена». В «Дяде Ване» актриса сделала заявку на серьезные драматические (а возможно, и характерные) роли, продемонстрировала немалый творческий потенциал. Ее монолог в последней сцене спектакля, обращенный к дяде Ване: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах »- главная смысловая и эмоциональная завершающая нота спектакля. Великолепен и Александр Павлишин, только что переживший крах своих иллюзий, сквозь прорывающиеся рыдания отсчитывающий фунты масла и гречневой крупы, щелкая костяшками деревянных счет. Рафинированный облик Юлии Бедаревой - утонченные черты лица, стройность и «интересная» бледность - как нельзя более подошел для роли чеховской героини. Студентка из Вышнего Волочка сыграла роль жены профессора Войницкого Елены Андреевны. Войницкие, приехав в свое деревенское имение, нарушают весь уклад жизни его обитателей, которые трудятся ради материального благополучия этой пары. Тоска по идеальному мироустройству, недостижимой человеческой гармонии, которая звучит в монологах Сони, трагедия неудавшейся человеческой жизни, крах идеалов (дядя Ваня только теперь сознает, что всю жизнь поклонялся «мыльному пузырю» -профессору Войницкому) останутся сквозными для последующих пьес Чехова - «Три сестры», «Вишневый сад» и в общефилософском смысле вечно актуальными. Не менее злободневны мысли доктора Астрова, и тут Чехов выступил великим провидцем, предвидя грядущие экологические катастрофы: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки... Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал». Астров говорит о вырождении крестьян, озабоченных каждодневной борьбой за существование, и кажется, это монолог о современной многострадальной деревне... В пьесе «Дядя Ваня» над дворянским гнездом еще только нависла тень угрозы, которая обрушится на дворянский сад безжалостными ударами топора в «Вишневом саде». И исходит эта угроза от профессора Войницкого, предложившего обитателям усадьбы продать поместье и жить на проценты от ценных бумаг. Но пока гроза, разлитая в воздухе, их миновала: профессор с Еленой Андреевной уезжают, а герои пьесы принимаются за свои прежние занятия. Конечно, чтобы стать настоящими актерами, студентам придется еще много работать, чтобы за внешней фактурой поведения персонажей ощущались психологические мотивы. Сейчас принято играть героев классических пьес, максимально приближая их речь к современному разговорно-бытовому языку. Но одно дело когда в такой манере играет актер мастерской Петра Фоменко, а другое - студент театрального училища. То, что у одного обусловлено великолепной школой и получается виртуозно, у другого выглядит серенько и бледно. Казалось бы, студенты должны начать с азов и осваивать театральное мастерство на образцах игры корифеев театра начала века, которые вкладывали смысл в каждое слово, а не произносили его скороговоркой... Пройдя этот закономерный этап, потом можно будет приближать роль к современникам разными средствами. Не самым удачным кажется модное сейчас применение неких символических жестов: когда доктор Астров неоправданно долго снимает галстук, чтобы набросить его на жену профессора, к которой он воспылал страстью, и притянуть к себе, возникает даже комический эффект - этот трюк надо проделывать или молниеносно, или вообще никак. После спектакля художественный руководитель театра и курса профессор Вера Ефремова сказала выпускникам, что хотела бы, чтобы они пришли в труппу. Но актерская планида, как известно, изменчива и зависит от многого, начиная от воли режиссера и кончая случайностью. Два первых выпуска были плодотворны в этом смысле и влились в коллектив театра свежими силами: тверским зрителям хорошо знакомы артисты Александр Павлишин, Дарья Плавинская, Ольга Крылова, Анжела Панкова - студенты первого выпуска. Играют в театре и выпускницы второго курса - Ирина Погодина, Елена Филатова и Екатерина Всеволодова. Судя по фамилиям, в театре не хватает молодых актеров. Как знать, может, третий выпуск даст труппе Тверского театра драмы хорошего характерного или драматического актера? А пока студентам предстоит еще много занятий с тверскими и московскими преподавателями, а также репетиции грибоедовской пьесы «Горе от ума», постановку которой мы сможем увидеть в мае или июне. Вече Твери. -2005.- 1 февраля. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info