ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Евгений ПЕТРЕНКО СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФРИВОЛЬНОСТИ, ИЛИ "ДЕКАМЕРОН" ПО-ТВЕРСКИКогда-то много лет назад на сцене Тверского театра драмы поставили пьесу по мотивам книги Джованни Боккаччо "Декамерон". Пьеса в 10 новеллах, написанная Б. Голубовским и Ю. Добронравовым, наверное, с успехом шла на сцене. Но, как это бывает, спектакль со временем был снят с репертуара и вспоминали о нем лишь заядлые театралы да работники театра. И ПОМНИЛИ очень хорошо. До такой степени, что в прошлом году коллективом театра драмы было принято решение восстановить спектакль и вновь радовать зрителя задорными фривольностями Средневековья. А взялся за это дело народный артист России Константин Юченков. И вот на прошлой неделе, 17 октября, состоялась долгожданная премьера. Восстановление стало возможным прежде всего потому, что в последнее время в состав труппы театра влились молодые кадры - выпускники тверского курса театрального училища имени Щепкина. А кому, как не молодежи, играть в подобном спектакле? Более того, необходимость включения в репертуар, с одной стороны, классического, а с другой, более вольного и веселого спектакля давно назрела: театру нужен молодой зритель. И думаю, он не заставит себя ждать. Сложность этой постановки заключается, конечно, в композиционном построении пьесы. Композицию в данном случае диктует первоначальный текст Боккаччо - книга состоит из десяти глав (дней), в каждой из которых десять героев рассказывают десять рассказов. Такое количество новелл поставить на сцене просто невозможно. Были выбраны десять. Десять новелл, составляющих единый текст, - это десять абсолютно разных и самодостаточных, быть может, спектаклей. Объединены они не одним магистральным конфликтом с сопутствующими коллизиями, а совершенно иным скрепляющим звеном. В Венеции свирепствует чума, ужасы которой ничуть не волнуют героев... Поэтому для актеров участие в таком эксперименте - это своего рода испытание. Каждого следующего героя нужно играть по-особому. И, несмотря на то что интрига крутится в основном вокруг любовных похождений и плотских утех, опасность самоповторов была очень велика. Использование одних и тех же приемов актерской игры наблюдается, например, в новелле "Проделки попа". Гаспаруоло там (В. Кулагин) почти такой же, как и Страж в новелле "Рынок любви". Это же касается и актера Н. Ефремова. К сожалению, везде он выглядит практически одинаково. На этом фоне образы, созданные Константином Юченковым, настолько ярки и правдоподобны, что иногда, когда Юченков выходил на сцену, его трудно было узнать. Показательна в этом отношении пятая новелла "О легковерии". Здесь Юченков играет Каландрино, который после смерти тетушки получает огромное наследство, но не хочет отметить это дело с друзьями. В отместку они разыгрывают его, заставляют подумать, что он на сносях, и все же выбивают из него долгожданное угощение. Характерные роли Юченкова (новелла "Любовная месса") очень хороши. Наиболее удачными новеллами - в режиссерском и актерском отношении - бесспорно можно назвать "Проделки попа", "О легковерии", "Архангел Гавриил". О последней особый разговор. Сюжет как всегда прост: монах Альберт (Б. Бедросов) хочет соблазнить почти невинную Лизетту (засл. арт. России В. Мартьянова) и прикидывается архангелом Гавриилом, который якобы возжелал провести с ней ночь. Доверчивая Лизетта поверила, и Гавриил явился ей в образе Альберта, подозрительно напоминающего небезызвестного героя комиксов и фильмов Бэтмена. Такая находка, безусловно, достойна всяческих похвал. Спектакль в основном держится на тексте: двусмысленные намеки, реплики создают особую атмосферу. Наиболее смелые намеки, фривольности, а иногда и скабрезности вызывали просто хохот, а у некоторых, наверное, и краску на лице... Но, отмечая несомненные достоинства новой постановки театра, после спектакля не покидает ощущение, что побывал на большом капустнике. Может, это тоже отнести к достоинствам восстановленного "Декамернона"? Караван+Я. - 2001. - 24 октября. [ http://karavan.tver.ru ] |
|
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info