ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ
ПРЕССА


Ирина АКСЕНОВА

ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ «БЕШЕНЫХ ДЕНЕГ»

Когда режиссер и актеры создают спектакль, они вряд ли считают возможным, что через совсем недолгое время его жизнь прервется для того, чтобы начаться заново уже в новых условиях. Однако иногда такое случается. Например, с постановкой «Бешеные деньги» по пьесе А.Н. Островского, которую областной театр драмы представил на зрительский суд три года назад, метаморфозы происходили даже дважды. И нельзя сказать, что от этого спектакль потерял свою привлекательность.

Народный артист России, он же профессор тверского курса театрального училища имени Щепкина Александр Чуйков решил поставить «…Деньги» вместе со своими студентами в 1999 году. Работа для них стала итоговой - дипломной. Это обычные студенты, чтобы доказать преподавателям и комиссии свое право называться гордым словосочетанием «молодой специалист», пишут научные труды. Актеры, претендующие на документальное подтверждение полученного образования, должны не написать, а показать, на что они способны. То есть сыграть роль в одном, общем, спектакле.

«Бешеные деньги» были показаны сначала комиссии, а потом и публике на малой сцене и имели не менее бешеный успех. Почти все актеры-выпускники тверской «Щепки», сдавшие «дипломный проект», были зачислены в труппу Тверского академического. После этого они получили немало ролей, но «…Деньги» - особый случай. С них началась сценическая карьера молодых артистов. Может быть, именно поэтому они играли в этой постановке особенно вдохновенно, и наставник Сан Саныч (так зовут Александра Чуйкова в театре), конечно же, хвалил их с высоты собственного театрального опыта. Но не только он восхищался работой молодежи в спектакле.

У «Бешеных денег», ввиду их актуальности и злободневности, появилось множество поклонников. Малый зал не мог вместить всех желающих поучиться житейской мудрости у Островского, и было решено перевести «…Деньги» на большую сцену. Так у постановки появилась вторая жизнь. Ведь «переезд» спектакля с одной сцены на другую только кажется простой и даже не очень-то творческой процедурой. На самом деле это не так. Возникла необходимость в новых декорациях, актерам пришлось заново репетировать: при расширении сценического пространства это обязательно. В прошлом году обновленный спектакль показали публике, и она, нужно сказать, осталась довольна. «Бешеные деньги» снова собирали полные залы. Словом, ничто не предвещало перемен. Однако они все же произошли.

Летом нынешнего года из Тверского театра драмы ушли сразу два молодых актера: Иван Князюк - по финансовым причинам, сейчас его жизнь уже не связана с театром, а любимец публики Борис Бедросов уехал искать счастья в Санкт-Петербург и нашел. Борис прошел кастинг в известном театре «Балтийский дом» и сейчас служит Мельпомене на его подмостках. В данный момент Бедросов репетирует в «Грозе» роль Бориса, а это для молодого актера большая удача.

Однако вернемся к другой пьесе Александра Николаевича. В «Бешеных деньгах» были заняты и Иван, и Борис. Бедросов играл Телятьева, Князюк - Глумова. Говорить о том, что без ключевых персонажей спектакль показывать было нельзя, излишне. И тогда, чтобы столь успешная постановка не была «похоронена», на эти роли ввели других актеров, опытных мастеров сцены: народный артист РФ Константин Юченков заменил Бориса Бедросова, а заслуженный артист России Борис Лифанов - Ивана Князюка. И с тех пор началась у спектакля третья жизнь, поскольку каждый из «вновь прибывших» привнес в него нечто новое, свое.

Трудно сказать, в последний ли раз «…Деньги» претерпевают такие кардинальные перемены. Кто знает, что ждет их в будущем. Впрочем, об одном предстоящем событии, связанном с ними, уже известно. Весной этого года Тверской академический театр драмы поедет на Всероссийский фестиваль Островского, что проводит ежегодно государственный Малый театр, и повезет он туда «Бешеные деньги». Хватит ли их для того, чтобы «подкупить» жюри? Несомненно.

Тверская жизнь. - 2003.- 5 декабря. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info