ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
| Елена НИКОЛАЕВА На краю «Обрыва»Как-то незаметно пролетели 10 лет с того самого дня, когда появился в репертуаре Тверского академического театра драмы спектакль «Обрыв» по роману И.А.Гончарова в постановке и инсценировке народной артистки России Веры Андреевны Ефремовой. Спектакль сейчас уже идет не так часто. Но вот в январе с радостью узнала, что спектакль «Обрыв» объявлен в афише. Я уже смотрела этот спектакль в премьерные дни, как раз десять лет назад. Захотелось посмотреть еще. Да и настроение в этот день было как раз «под Гончарова». Зазвучала тревожная музыка. Открылся занавес. Сразу же обратила внимание, что «сценический лес», растущий близ усадьбы Татьяны Марковны Бережковой, значительно поредел. И тут же встрепенулась мысль, что уже нет с нами прекрасного художника-сценографа Евгения Михайловича Бырдина. Но все так же в центре сцены - скамья. На ней сидит она – сама Татьяна Марковна (Наина Хонина). Она бросает взгляд в зал. Боже мой, какие глаза! Ощущение, будто эти глаза ищут именно тебя. Тут же появляется Борис Павлович Райский (Борис Лифанов) и вдохновенно со словами «Бабушка, какая же Вы красавица!» прямо к ней, к ее плечу, к ее рукам! Как они играли! Словно в последний раз! Свободный, одурманенный родным воздухом Райский рассказывает всем, что «нужно жить, любить, что страсть – это счастье!» Но где-то вдалеке слышен раскат выстрела. В глазах появляется тревога. А где Вера (Дарья Плавинская)? А как же быть с ее страстью к Марку Волохову (Александр Павлишин)? Вопреки высказыванию Райского, она, эта страсть, мучает ее, тревожит, не дает покоя. Лейтмотивом спектакля звучат слова: «Как остеречь Веру?» И бабушка, и брат пытаются ее уберечь, но манит ее эта страсть. Ох, как манит! Сулит только наслаждения будущей совместной жизни с любимым… А рядом живет Тушин Иван Иванович (Александр Чуйков, Владимир Чернышов), и как говорят, «сильный, здоровый, буря ему нипочем. Медведей бьет. Лошадьми правит, как Фэб…» И этот сильный духом и телом «рыцарь» тихо, без пафосных страстных речей, тоже любит Веру. Любит тихо. Ждет ответа. И как страшен ответ: «Похоронена Ваша чистая Вера». И вот финал – мольба о прощении. Они молятся и бабушка и внучка, но не за себя, за весь мир, за всех людей, потерявших веру в любовь и чистоту. Слезы градом. Ощущение потери близкого человека. Щемящее чувство не отпускает и дома. Не могу забыть бездонных глаз Хониной и проницательно-философского взгляда Лифанова. Прямо в душу! Наверное, каждый современный театр мечтает поразить зрителя яркой метафорой, замысловатой мизансценой или оригинальной пластикой. А у нас, в Тверском академическом театре драмы, идут по десять лет спектакли, от которых и «сердце рвется и душа рыдает», просто от того, что в них самих, в спектаклях, живут сердца и души режиссера, художника и всех замечательных русских провинциальных артистов. Сайт Тверского театра драмы - 2008.- январь. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info