ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
| Виктор ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ НАД ОБРЫВОМВ Тверском академическом театре драмы идет работа над инсценировкой романа И. А. Гончарова "Обрыв" "Лет двадцать тому назад, в конце мая, я собрался поехать от Твери по Волге до Нижнего, до Самары, и если станет охоты, то и далее: словом, куда глаза глядят". Первоначально роман должен был именоваться "Художник" и его центральным героем должен был стать Райский. Впрочем, именно так и начинается "Обрыв", а вернее, путь к "Обрыву". Райский, приехав на родину, на Волгу, приходит в непосредственное соприкосновение с настоящей русской жизнью в ее традиционных национальных, а потому и устойчивых формах, символом которых в романе является Бабушка. Вот почему и в спектакле (инсценировка и постановка народной артистки России В. А. Ефремовой) центральное место отводится Бабушке (народная артистка России Н. В. Хонина). Бабушка в трактовке Ефремовой - это настолько сильная личность, настолько целостный характер, что она просто не может нетвердо стоять на ногах, хотя чувство тревоги, возникающее, от ожидания приближающейся трагедии, появляется почти сразу и не покидает нас до самого конца. "Жизненный обрыв" проходит через судьбу практически каждого персонажа, но прежде всего речь идет о Вере и Райском, оказавшихся на самом его краю в минуту открытия сокровенно важного... Нынешняя постановка, приуроченная к 185-летию со дня рождения Гончарова, - это уже второе обращение В. А. Ефремовой к "Обрыву". В 1992 году она была приглашена для постановки "Обрыва" в Малый театр. К той постановке Ефремовой и была написана инсценировка, так как ни одна из имевшихся не удовлетворяла ни руководство Малого театра, ни режиссера Кстати, для Веры Андреевны это далеко не первая инсценировка. До этого были ''Имя твое", "Униженные и оскорбленные", "Анна Каренина". Очевидно, сказывается семейная традиция: бабушка самой Ефремовой - Н. Л. Персиянинова была известным драматургом, чьи пьесы шли в Малом театре с участием Ермоловой, Ленского, Остужева. Чем же привлек роман режиссера? "Для меня, - говорит Вера Андреевна, - роман интересен сильными женскими характерами. Это образы Бабушки и Веры. Тогда, в 1992, роль Бабушки блестяще сыграла народная артистка России Р. Д. Нифонтова. Меня всегда привлекали сильные женские образы, такие, как Кручинина, Каренина, Раневская, Абби, Юлия Тугина. Работа над сценическими характерами Бабушки и Веры - это лишь продолжение давно начатой работы". Справедливости ради стоит отметить тот факт, что далеко не все отклики на первую постановку "Обрыва" были положительными, как, впрочем, и отклики на появление самого романа, о чем Гончаров пишет в предисловии к роману: "Появление в "Вестнике Европы" моего романа "Обрыв" произвело, сколько я заметил, благоприятное впечатление на публику и возбудило неблагоприятные печатные отзывы в журналах. Сам я взглянул мельком только на некоторые из этих отзывов, потому что читавшие их предупреждали меня, что отзывы написаны большей частию в крайне раздражительном тоне". П. Д. Боборыкин в своих воспоминаниях пишет еще резче: "На роман (имеется в виду "Обрыв". - В. Г.) накинулась вся тогдашняя грамотная Россия". "С Марка Волохова, - продолжает тему В. Г. Короленко, - началось резкое охлаждение к Гончарову... Это охлаждение Гончаров чувствовал очень болезненно". Но, может быть, самое удивительное в этой истории то, что неприятности, связанные с "Обрывом", у Гончарова начались задолго до появления романа в печати. "По возвращении из кругосветного путешествия или даже до того, - пишет в литературных воспоминаниях не только очевидец, но и непосредственный участник тех событий П. В. Анненков, - И. А. Гончаров прочел некоторую часть изготовленного им романа "Обрыв" Тургеневу и рассказал ему содержание этого произведения. При появлении "Дворянского гнезда" Тургенев был удивлен, услыхав, что автор романа, который впоследствии явился под заглавием "Обрыв", находит поразительное сходство сюжетов между романом и его собственным замыслом... С появлением "Накануне" произошло то же самое". Но вернемся к постановке "Обрыва" на сцене Тверского академического театра драмы, тем более что само время расставило точки в этой истории. Сегодня и Гончаров, и Тургенев вместе со своими произведениями давно и всецело принадлежат русской национальной литературе. Кроме уже названной народной артистки России Н. В. Хониной, в спектакле заняты И. В. Кириллова (Вера), И. В. Гончаренко (Марфинька), заслуженный артист России Л. А. Брусин, В. А. Грибков, заслуженный артист России О. А. Лавров (Райский); заслуженные артисты России Н. П. Бутрехин и Г. Н. Пономарев (Ватутин); народный артист России А. А. Чуйков, В. Д. Чернышов (Тушин); заслуженный артист России К. Г. Юченков, А. А. Сафронов (Марк Волохов); Н. В. Плавинская (Викентьева); заслуженный артист России С. М. Плотников (Тычков); заслуженная артистка России И. В. Андрианова, Л. В. Васильева (Полина Карповна); А. Е. Журавлев. Б. Н. Лифанов, Н. К Бурдина, Л. Н. Линская, В. О. Кулагин; выпускники Тверского филиала Высшего театрального училища им. Щепкина - Е. Невзоров и А. Павлишин. Сценографическое решение спектакля принадлежит известному тверскому театральному художнику Е. М. Бырдину. Не раскрывая замысла художника, - скажем лишь, что как и всегда оно будет и оригинально, и неожиданно. Обрыв ворвется в этот некогда спокойный русский дом, как он ворвался в нашу сегодняшнюю жизнь, когда вся страна словно зависла над обрывом. И порой кажется, что всего лишь один шаг отделяет нас от национальной катастрофы. И как в романе, так и в нашей жизни предотвратить эту надвигающуюся катастрофу, вызванную слишком затянувшимся кризисом, могут только сильные люди, наделенные несгибаемым характером и безгранично преданные национальным интересам нашей многострадальной и прекрасной Родины. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА Вчера, 27 марта мы отметили Международный день театра. Это праздник не только для тех, кто навсегда связал свою жизнь, свою судьбу с театром, но и, надеемся, для всех, кому театр близок и дорог, кто приходит в театр, чтобы еще и еще раз соприкоснуться с прекрасным. В этот праздничный день нам не хочется говорить о том, как непросто в наше время живется людям искусства - наиболее незащищенной части современной российской интеллигенции. Вот почему для нас сегодня особенно дорога поддержка, которую оказывают театру наши друзья. Народная мудрость говорит: "Друг познается в беде". И это так! К нашему великому сожалению, сейчас в беде оказалась русская национальная культура, русский национальный театр. Не хватает денег на новые постановки, на гастроли, а порой и на текущий ремонт. Но есть люди, готовые прийти театру на помощь. И это замечательно! Позвольте через Вашу газету поблагодарить областное управление социальной защиты населения, областной фонд социальной поддержки населения, администрацию города Твери, коллектив АО "Мостоотряд № 19", ОАО "Мелькомбинат", АО "Волжский пекарь", Тверской региональный филиал "Агропромбанка ". Всего Вам доброго, успехов и процветания! И огромное спасибо! От имени коллектива Тверского академического театра драмы Художественный руководитель театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии России В. А. ЕФРЕМОВА Тверские ведомости. - 1997- 28 марта. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info