ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Лев Толстой
АННА КАРЕНИНА
ПРЕССА


Виктор ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ

ТВЕРСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗВЕЗДЫ ОСВЕТИЛИ МОСКВУ
В подсветке приняли участие высшие должностные лица Твери

Действие первое

В октябре 1995 года в Тверской, тогда еще просто драматический, театр приехали два человека - директор Государственного Театра, Наций г-н Чигирь и руководитель литературно-драматической части того же театра г-жа Скоробогатова. Приехали они специально, чтобы посмотреть роль Каренина в спектакле «Анна Каренина» (постановка художественного руководителя театра Веры Ефремовой) в исполнении народного артиста России Александра Чуйкова. Сразу же после этого Театром Наций было принято решение организовать бенефис известного тверского актера в рамках программы «Национальное достояние России» на сцене Московского художественного академического театра им. А. П. Чехова.

Как принято говорить в подобных случаях, предложение это было с благодарностью принято.

Программе «Национальное достояние России» уже несколько лет, и за это время Театром Наций был организован целый ряд бенефисов и гастролей ведущих актеров России: бенефис нар. арт. России Риммы Мануковской из Воронежского академического театра драмы им. Л. Кольцова на сцене Харьковского академического драматического театра им. Т .Г. Шевченко; бенефис актрисы Краснодарского государственного театра драмы, нар. арт. России Идеи Макаревич на сцене Государственного академического театра им. Е. Вахтангова; гастроли в Рязани, Ярославле, Воронеже и Москве рязанского актера, нар. арт. России Владимира Солопова. И вот теперь бенефис тверского актера, нар. арт. России Александра Чуйкова на сцене всемирно известного московского театра.

Сам же Театр Наций существует уже девять лет и, по словам его директора, знакомит российских и московских зрителей с лучшими достижениями театрального искусства, осуществляет собственные постановки, но не имеет труппы. Это, скорее, импресарский театр - театр на контрактной основе.

Действие второе

18 января 1996 года. На сцене МХАТа им. Чехова трое: губернатор Тверской области Владимир Платов, худ. руководитель театра нар. арт. России Вера Ефремова и г-н Коробков, руководитель художественно-творческих программ Театра Наций, который, представив театр, передал слово гостям. Владимир Платов: «Я очень волнуюсь, потому что и у меня сегодня премьера точно такая же, как у наших актеров на этой сцене, поскольку ровно месяц назад народ Тверской области избрал меня губернатором; но дело не во мне. Сегодня все мы будем присутствовать на спектакле нашего замечательного театра, которому, как точно установлено, 250 лет. Этот один из старейших театров России, - теперь театр академический. Я думаю, что сейчас у всех будет возможность убедиться, что это не простая формальность, а действительно заслуга коллектива театра. Приверженность русской классике, высокий профессионализм режиссеров и актеров - все это и стало основой присвоения высокого звания».

Вера Ефремова: «Дорогие друзья! Я думаю, не стоит говорить о том, какое волнение испытывает наш коллектив сегодня. Наш театр неоднократно выступал на сценах Москвы: Малого театра, Вахтанговского, Ленинского комсомола, Моссовета, Таганки, но сегодня это особый случай и особое волнение. Это великая сцена, и то, что мы сегодня играем здесь, огромное событие в жизни нашего коллектива. И я думаю с огромнейшей надеждой, что контакт со зрителем сегодня состоится».

А затем был спектакль. И на следующий день был тот же спектакль, и снова зал был полон. За эти два дня много самых разных людей побывало на спектаклях. Это и почетные гости: первый зам. министра культуры России г-н Щербаков, заместители начальника по делам театрального искусства Министерства культуры России г-да Зубов и Волков, первый зам. тверского губернатора Юрий Краснов, заместители Анатолий Головкин и Игорь Ялышев, зам. председателя Законодательного собрания области Валерий Нехаев, тверской региональный министр культуры Юрий Гордеев, глава администрации г. Твери Александр Белоусов, его заместитель Оксана Ломакова, глава администрации Центрального района г. Твери - Николай Черников и многие другие.

Зрителями стали многие знаменитые московские актеры: народные артисты Вера Васильева, Владимир Зельдин, Игорь Косталевский... Специально на бенефис прилетела известная греческая актриса Татьяна Лигари.

Автору этих строк, как заведующему лит. частью театра, представляется неэтичным самому давать оценку событию, поэтому предоставим слово зрителям.

Щербаков: «В Москве сейчас зритель трудный. Не хочется возвращаться ночью домой, и поэтому аншлагов не так уж много. А тут большой, по-старому долгий спектакль, а вот уже второй вечер зал МХАТа полон, набит битком. Это, наверное, потому, что настоящее искусство идет мимо моды, мимо обстоятельств прямо к душе человека».

Нехаев: «Я искренне восхищен тем, что сегодня усидел на сцене, восхищен игрой актеров, тем, как была подана интерпретация романа Толстого и как верно она была понята актерами».

Белоусов: «Это большое, уникальное событие в жизни не только нашего театра в год его 250-летия, но и всего города и области. Я очень люблю постановку «Анны Карениной» и сейчас чувствую по настроению в зале, что спектакль очень хорошо воспринимается московской публикой».

Гордеев: «Я горд за наш театр и считаю, что он настолько оправдал себя в работе с классикой, что ему за это можно сказать большое спасибо».

Рассказывая о спектаклях, нельзя не сказать о том, что успех в полной мере могут разделить все актеры тверского театра, хотя, разумеется, центральным действующим лицом был Александр Чуйков с его незабываемым Карениным.

О высоком профессионализме труппы Тверского академического театра драмы сказано уже немало. В Москве мы увидели еще одно тому подтверждение - ввод актрисы Людмилы Павленко в спектакль на роль Бетси Тверской. Практически без репетиций актриса дебютировала на московской сцене и дебютировала удачно.

Действие третье, или Слово бенефицианта

Александр Чуйков: «Откровенно говоря, для меня было большой неожиданностью, что это будет мой бенефис. Для меня театр - всегда работа, но вместе с тем это и удовольствие, которое заключается в том, что появляется возможность попытаться сделать так, чтобы увлечь зрительный зал через свои переживания, через определенное актерское мастерство, то есть своей игрой на сцене.

Трудно сказать, насколько бенефис увеличивает степень и ответственности, и волнения, но все это не для того, чтобы понравиться, совсем нет, а чтобы пригласить всех тех, кто сегодня в зрительном зале, посопереживать вместе со мной».

Послесловие

Бурные продолжительные аплодисменты. Занавес.

Комсомольская правда-Тверь. -1996.- 24 января.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info