ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2011-2012


Игорь МАНГАЗЕЕВ

Воскрешение мертвых душ

Тверской театр драмы. С ТОБОЙ

Выяснить в читальных залах Горьковки, точно ли Олег Данилов является автором мистической комедии «С тобой», с ходу не удалось — мистика помешала, наверное. Оказалось, пьесу «С тобой», написанную два года назад, драматург практически сразу переслал в Тверь. Похоже, она не ставилась нигде, Тверская драма — первая.

Олег Данилов — автор современных мелодраматических хитов «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Путники в ночи»... Постановки по его пьесам обычно вызывают у зрителей безграничную симпатию — «публика неистовствует», все смеются или плачут. И вместе с тем отношение критиков настороженное, в газетах нередко пишут: «спектакль ужасен», «это не искусство».

И теперь Олега Данилова инсценирует Тверской академический театр драмы. Актер ТАТД Александр Сафронов, сорок лет играющий в нашем театре, поставил четырнадцать спектаклей, в том числе в ТАТД, — «Скамейку» Александра Гельмана, «Генералов в юбках» Ануя, «От субботы к воскресенью» Лобозерова, «Много шума и... ничего» Фрейна, «Проделки Карлсона» Линдгрен, «Игру» Шеффера и, наконец, «С тобой». Кроме того, Сафронов играл в шестнадцати фильмах. К примеру, в уходящем году снимался в фильме «Жизнь и судьба», снятом Сергеем Урсуляком по роману Василия Гроссмана. Многие тверичи помнят Сафронова по ролям в кино: «Кафе «Изотоп», «Дуэнья», «Карл Маркс. Молодые годы», «Скорый поезд». И в роли кинорежиссера Юры Нечаева он, понятно, чувствует себя как рыба в воде.

Сюжет пьесы «С тобой» напоминает даниловских «Путников в ночи». Мы видим на малой сцене супружеский дуэт. Звучит сильная и очень популярная песня в исполнении Фрэнка Синатры «Мир, который мы знали» (музыка Берта Кемпферта в аранжировке Юрия Сазонова). Герои спектакля когда-то познакомились под эту мелодию, но тут очевиден еще один подтекст: отец Сафронова Александр Семенович Сафронов несколько лет служил режиссером в Тверском драмтеатре. Он рано ушел из жизни, и желание сына поставить «С тобой» — это, может быть, дань памяти...

Сафронов-младший, кстати сказать, еще и талантливый переводчик, перевел более 20 книг английских и американских авторов для известных издательств. Его голос несколько лет звучал на областном радио.
А начинается спектакль кухонно-хрестоматийно: только муж возвращается из больницы после инфаркта, как жена готова загнать его в гроб из-за того, что перед больницей застала мужа с любовницей. Тот пытается отшутиться, но, когда выясняется, что и у жены было амурное приключение, ему становится не до смеха. Ревность становится настоящим испытанием для двух сердец, а тут еще обрыдла нелюбимая работа.

Герой пьесы Юра Нечаев уже зарыл свой талант в землю и ставит откровенную бру-га-га. Он, казалось бы, вульгарный материалист и атеист: нет морали и философии, зато есть деньги. Последняя работа Юры — кино «Телки» (с легким намеком на «Елки» и «Елки-2»). Но Юру преследуют неудовлетворенность жизнью и навязчивость супруги. Лена (актриса Ирина Погодина) — эзотеричка, исповедует всякую чертовщину, что тоже не фонтан. Она издатель и редактор мистического журнала. Правда, иногда на нее нисходит озарение, увы, какого-то сомнительного свойства.

Человеческой любви присуща физическая страсть, а «С тобой» — это история о том, как страсть уходит. Появляются всяческие хобби, знакомые на стороне, любовь гаснет, и счастье покидает дом. Теперь супруги порой друг друга ненавидят и думают, что это норма. Однако Юра и Лена постепенно понимают, что не смогут жить в разлуке и что именно в этом весь смысл их жизни в вечности. Во втором действии выясняется самое главное: после многих лет совместной жизни супруги души не чают друг в друге. Причем так, что жизнью готовы пожертвовать ради этой любви, не то что деловой карьерой.

Режиссер и актер в одном флаконе, Александр Сафронов вдумчиво, но не теряя чувства юмора, передает внутренний мир зашедшего в тупик супруга. Надо сказать, что за последний десяток лет Сафронов сыграл только две большие роли — в «Богеме», где очень хорош, и в «Любви до гроба», премьера которой состоялась 22 января 2000 года. В «С тобой» герои хотят быть вместе уже за гробом.

В спектакле заняты еще два актера. Это не действующие лица, а действующие голоса — артистов Тараса Кузьмина и Юлии Бедаревой.

Товстоногов учил: распределение ролей — шестьдесят процентов успеха. Правильно распределил роли — имеешь шанс. Неправильно — что бы ты дальше ни делал, успеха не увидишь. На мой взгляд, актерский дуэт Александра Сафронова и Ирины Погодиной — хорошая пара, убедительно скомпонована и визуально сочетается. Вот он — герой нашего времени! Вот она — героиня: истеричная, довольно стервозная женщина, посвятившая свою жизнь неблагодарному мужу. Вечная и такая сегодняшняя тема: ему еще сорок, ей уже сорок или близко.

После множества комических и драматических коллизий супруги приходят к миру и согласию. И решают вместе отдыхать на Мадейре. Но замысел коварного драматурга совершенно иной: начали за здравие, а кончили за упокой — все заканчивается крутым виражом и вознесением. Финал вышел очень эффектным. Но пересказывать его — все равно что излагать заключительную главу детектива.

Особо хочется сказать о работе художника-постановщика Александра Иванова. На малой сцене нет вращающегося пола, объемы нарезаны с помощью системы плоскостей — полупрозрачных ширм с композицией Огюста Родена и сюжетом из Камасутры. Позы хорошие, жизненные. Идея оформления потустороннего пространства позаимствована, по всей видимости, с майской выставки Марата Гельмана на речном вокзале.

Ироничная и в то же время поучительная семейная лавстори доказывает тем, кто уже познает, и тем, кому еще только предстоит познать все горести и радости совместного проживания, простую истину: семейная жизнь далеко не всегда означает мирное, лишенное забот и переживаний состояние. Но как бы ни были трагичны события, побеждает любовь.

Фото Ольги Моисеевой

Вече Твери. - 2011. -  30 декабря.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info