ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2009-2010


Алина КОЛКЕР

Лицо лицедея

Вообще актер — профессия опасная. Недаром артистов в средневековье хоронили за городской стеной. Ведь что делает актер, когда играет роль? Он перевоплощается. Это временная потеря своей личности. Кто это может позволить, кроме Бога? Актер — грешная профессия, поэтому часто приходится просить прощения. Но никуда от этого уже не денешься. Кто однажды перевоплотился да еще получил успех, тот всю оставшуюся жизнь будет ждать следующего момента…

…Актер, он какой? Черноглазый, в белой майке, обаятельный. Он пьет чай и ест вкусный чейзкейк, несмотря на тридцатиградусную жару. Он смеется от души, голову запрокидывает, обнажает белые зубы. Шутит, блестит глазами, слушает внимательно, говорит вдумчиво.

Не так давно видела его на одном из официальных мероприятий. Он был ведущим. В костюме строгом, при галстуке. Волосы назад уложены, выбрит гладко, подбородок наверх. Говорит много, но все по делу. Каждое слово имеет смысл (хотя и знаешь наверняка, что текст был заранее написан и наизусть выучен), однако создается полное ощущение, что это импровизация, звучит логично и легко.

Включаю телевизор и понимаю — он. Но через пять минут уже забываю об этом — за стеклом голубого экрана живет, дышит и сомневается только его герой. Совершенно иной человек, только глазами блестит все так же… притягательно, по-марковски.

Этот фирменный взгляд многие из вас видели в фильмах и сериалах, таких как: «Студенты» (Рен-ТВ), «Жена Сталина» (РТР), «Тридцатилетние» (СТС), «Клуб» (MTV), «Туман» (ОРТ), а также на сцене Тверского академического театра драмы.

Алексей Марков — актер. Талантливый, яркий, молодой, темпераментный, экспрессивный, ищущий, развивающийся.

С ним интересно и очень комфортно. Алексей не относится к той плеяде творческой интеллигенции, которая в большинстве своем занимается лишь заламыванием рук, томными вдохами да жалобами на непонятую судьбу нищего и, естественно, непризнанного гения.

Слишком много ненастоящего: слишком много людей манекенных с манекенными мыслями. Слишком много ненужных суждений, ненужных целей. Вокруг гам, крики, всюду местоимение «я», а себя-то люди и не помнят:

Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ

Время глухих, неумных пустышек, побрякушек, погремушек, бирюлек, звенящих, но не звонких, тупых, но веселых! С модной полифонией вместо сердец, с пластмассовыми мозгами.

Понятие моды какое-то расплывчатое у нас. Что модно? Кто моден? На кого можно поворачиваться в восхищении?

Модно: быть молодым душой, быть «местечковым», умным, быть собой, быть активным, знать то, что не знает никто, быть своим, быть созерцателем, быть креативным, быть независимым, считать, что «пчелы тоже фигня», видеть смысл, казаться простым, знать то, о чем не пишут, иметь долгую постоянную привязанность, дружить, учиться, ездить, быть самодостаточным, религиозным, не бояться, не иметь предрассудков, быть нерусским, не считаться с чужим мнением, делать то, что любишь, казаться...

…Модно не быть, а казаться. Любимый вопрос принцев (быть или не быть?) давно разрешен в пользу оболочки.

Нет ничего проще, чем казаться. Это умеют почти все актеры. А вот убедить себя в том, что ты есть и что тебе это не кажется, гораздо сложнее. У Алексея Маркова получается, потому что он не только актер, но и человек талантливый, без лишнего пафоса и прочей не нужной никому шелухи.

— Почему ты учился в тверской Щепке, а не в каком то из Московских театральных вузах?

— Я актером решил стать еще в 9-м классе, когда начал играть в театре-студии под руководством Ольги Ефимовны Солодухиной. И поступать ездил начиная с 10-го класса. Читал на экзамене Шолохова, это весьма незаурядное решение при моих внешних данных. Естественно, меня не брали.

Шли годы, я учился в ТГУ на инязе, параллельно с этим занимался с Хониной Наиной Владимировной, потрясающей актрисой. Она и Ольга Ефимовна стали моими крестными мамами в искусстве. Наина Владимировна подготовила меня к поступлению. В то лето удалось поступить и в Тверь, и в Москву, но оставаться в Твери было логичнее. Я таким образом мог получить два образования одновременно.

— А сейчас еще и третье высшее получаешь?

— Да, учусь на режиссера эстрады в РАТИ (бывший ГИТИС). Точнее, почти отучился. Осталось защитить диплом.

— Актер и режиссер — это похожие или разные профессии?

— Качествами нужно обладать разными в этих двух профессиях. Чтобы стать актером, нужно научиться виртуозно управлять своим телом и психикой, как материалом. Вновь и вновь лепить из себя, что-то новое, вытаскивая наружу чужие черты и характеры. Ну и самое главная черта актера, то, с чем нужно родиться, потому что этому научить невозможно, — темперамент.

— А как же тщеславие?

— Только в дополнение к остальному набору. Если же тщеславие основная черта личности актера — это большая беда.

— С актерами понятно, а какими качествами должен обладать режиссер?

— Знанием жизни, терпением и организационными способностями.

Режиссер должен уметь направлять творческую энергию актеров в нужное ему русло, так рождается спектакль.

— Кем ты себя чувствуешь сейчас — актером или режиссером?

— Актером. Думаю, что режиссура — это несколько возрастная профессия. Сейчас, когда меня спрашивают: «Ты режиссер?» — я отвечаю: «Как бы да». Надеюсь, что когда мне исполнится лет 35, на этот вопрос я буду отвечать просто «Да». Хотя сейчас то время, когда ничего нельзя загадывать. две недели назад я даже не думал, что буду снимать кино. А мне взяли и предложили, когда я на Селигере был куратором направления «Кино и анимация». Теперь предстоит короткий метр снимать в Петербурге. Сейчас мысли идут в этом направлении. Сейчас также пробую свои силы в театральной постановке. Ставлю антрепризный спектакль, где в главных ролях две народные актрисы.

Все это не отрываясь от съемок в кино и прочих творческих проектов.

— Почему ты не служишь в профессиональном театре?

— Театр – это кабала. К тому же большинство театров — из тех, которые я видел, — увы, находятся в состояние хронической комы. И, попадая туда, ты тут же цепляешь эту бациллу.

Театр не дает возможности участвовать в других проектах. Невозможно элементарно составить свой график, так как о том, когда будет тот или иной спектакль, ты можешь узнать в лучшем случае за несколько дней до часа х. Таким образом, съемки в кино и другие проекты невозможны.

Я работаю в драматическом театре по договору. Это самая удобная форма. Думаю, скоро на нее перейдет вся Россия. На Западе, во всяком случае, давно так. Актер заключает договор с театром на четыре года и спустя это время отправляется дальше. Потому что творческой личности необходимо находиться в постоянном движение, иначе можно скиснуть.

— А как же распространенное мнение среди актеров о том, что театр — высшее искусство и нужно служить ему безраздельно, отдавая себя целиком, даже если твой талант останется неоцененным?

— Думаю, что тот, кто это говорит, лукавит. Ведь быть успешным совершенно нормальное желание для актера. А такой философией оправдываются неудачники и лентяи.

— Фразу «Художник должен быть голодный» верной не считаешь?

— Художник должен быть голодный до творчества. Он должен быть готов голодать ради того, чтобы участвовать в талантливой постановке. Должен болеть этим, быть одержимым, а не считать каждую копейку, еле сводя концы с концами.

— Как ты относишься к столь модному сейчас авангардному искусству?

— Был недавно на спектакле Серебрянникова «Трехрашевая опера». Главный вопрос, который мучил на выходе из МХАТа, — «Зачем?!!». Я выбросил из своей жизни три часа, ради чего? Наверное, для того, чтобы рассказать потом в интервью, что я во МХАТе недавно был. Все не просто так, видишь.

А если без шуток, то в спектакле этом не было режиссера. Был сценограф, художник, кто угодно. Но только не режиссер. Боли и души — основ русского театра — там нет.

— Почему ты остался в Твери, а не переехал в столицу?

— А смысл? Я живу в часе езды от станции метро «Комсомольская». Покупаешь билет на поезд, и через час ты в Москве. Из Марьина можно два часа по пробкам до центра ехать. А тут спокойно, удобно, книжку можно почитать в пути. У меня нет необходимости постоянно жить в столице. Ведь если пригласят на съемку, я поеду хоть в Бангладеш.

— Ты успешен?

— Скорее удачлив. Когда ехал в Москву поступать, окружающие убеждали в том, что миром правят деньги и связи. Тогда я себе пообещал, что пробьюсь. Как простой смертный. Вроде получается. Мне пока везет.

— Назови положительные и отрицательные стороны актерской профессии.

— Жизнь актера, когда есть работа, — удивительная, радостная и наполненная. Актер счастлив, когда он — не он, а король Лир, Ромео, Гамлет. Вся слава и почет принадлежат вовсе не актеру, а его персонажу. И когда заканчивается спектакль, он всегда остается один.

— Мечтаешь о всемирной славе?

— Все меньше.

— Почему?

— Всемирная слава сама должна мечтать о том, чтобы я оказался в ее лучах.

Вече Твери. - 2010. -  16 июля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info