ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Евгений ПЕТРЕНКО «Приключения Буратино» в театре драмы«Когда я был маленький – очень, очень давно, я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». Так в 30-х годах XX века писал Алексей Толстой в авторском предисловии к сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Так начинают свой музыкальный спектакль, поставленный по ее мотивам, и в Тверском театре драмы. В канун Нового года здесь показывают праздничное представление, которое начинается с хоровода вокруг елки, игр и танцев с участием Деда Мороза и Снегурочки, а заканчивается на сцене, где разворачивается история о приключениях персонажей, живущих в условной сказочной стране. Поворотный круг сцены вертится, перед глазами проходит галерея героев, застывших в театральных позах, – все они потом «оживут», станут веселыми, грустными, счастливыми. Одни будут актерствовать, как требует от них владелец театра пышнобородый Карабас Барабас, помогать друг другу в трудной ситуации, а другие – обманывать. Всего лишь шесть дней занимают приключения Буратино и его друзей, но за это время происходит столько событий, что только успевай следить. И из зала кричать положительным героям о том, что их хотят обмануть, как это делают с Буратино слепой Кот Базилио и Лиса Алиса. Когда они обещают ему золотые горы, которые вырастут на Поле чудес, в зале творится что-то невообразимое. Причем, что интересно, возмущаться преступными намерениями Кота и Лисы, похоже, готовы не только совсем юные зрители, но и их родители – солидные папы и строгие мамы, которые на время спектакля словно возвращаются в свое детство. В том нет ничего удивительного. Первоначально жанр своей сказки «Золотой ключик» Алексей Толстой определил как «новый роман для детей и взрослых». Правда, в процессе работы писатель снял эту надпись, заменив ее развернутым авторским предисловием. С одной стороны, его теперь (и тогда, впрочем, тоже) с успехом можно назвать мистификацией. А с другой – это предисловие, которое так удачно и продуманно включили в свой театральный текст создатели спектакля, по существу двойная адресация постановки, где звучат, кстати, песни из фильма 1975 года режиссера Леонида Нечаева. И соответственно толстовской сказки. Ее инсценировкой, а также сценографией и музыкальным оформлением занимался Александр Павлишин. Он и поставил спектакль под руководством художественного руководителя театра Веры Ефремовой. Техническая разработка?художественного оформления принадлежит Андрею Юдину. Актерам, занятым в постановке, приходится играть на двух уровнях, и бег с авансцены на «второй этаж», своего рода театр в театре, только добавляет сказке динамики. Немаловажно также то, что спектакль получился интерактивным – Буратино (в исполнении Никиты Березкина), например, смотрит представление в театре Карабаса-Барабаса аккурат из первого ряда, вместе со всеми. Тверская жизнь. -2009.- 28 декабря. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info