ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Александр ДЫЛЕВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СКАЗКИ в тверских театрахСОВРЕМЕННЫХ детей удивить чем-то сложно. Сказки о золотом ключике и 12 месяцах для них давно знакомы: перечитаны, пересмотрены. И вот, казалось бы, среди огромного количества современных детских сюжетов тверские театры перед новым годом оживляют на своих сценах все же привычных и, на первый взгляд, неудивительных персонажей: Буратино и падчерицу, ушедшую зимой за подснежниками. Уж не потому ли, что классические детские постановки легче осуществить, имея перед собой сотни ранее исполненных примеров и применяя принцип «старое-доброе», всегда есть большая вероятность «попасть» в аудиторию? Отчасти так. Как показала практика, для детей нет более приятного персонажа, чем тот, которого они уже давно знают и понимают, а «поставить» того же «Буратино», не переиначивая текст оригинала, можно ярко и интересно, причем сидеть в зале, открыв рот, будет и взрослый. Новогодние постановки на основных тверских сценах (в театре драмы и ТЮЗе) в эти предрождественские дни отданы на откуп именно хрестоматийным героям. БУРАТИНО Спектакль «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей» по детской повести Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в театре драмы интересен уже тем, что это первая на большой сцене режиссерская работа молодого выпускника Тверских актерских курсов Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Александра Павлишина. Правда, пока не полностью самостоятельная, а все же учебная, под руководством худрука Веры Ефремовой. Драматический театр, который нечасто балует зрителя детскими постановками, подошел к созданию «Буратино» очень ответственно. – Сама судьба этого произведения интересна, – говорит Александр Павлишин. – Алексей Толстой писал сказку после обширного инфаркта, когда врачи вообще запретили ему писать. То, что «Буратино» создавался на грани жизни и смерти писателя, заставило нас отнестись к постановке с полной серьезностью. Получился необыкновенно яркий и красочный музыкальный спектакль с совершенно завораживающей сценографией. Дети остаются в восторге. Буратино гримасничает, вытанцовывает, бегает по залу и, как может, борется с мировой несправедливостью. Новаторский подход к постановке ощущается не только в декорациях (сделанных по эскизам тверского художника Андрея Юдина), но и в вербальном общении героев сцены с залом. Дети хором отговаривают Буратино зарывать свои деньги на поле чудес, махают руками и захлебываются эмоциями, а уже через минуту замирают и вслушиваются в монологи героев. Интересна музыкальная составляющая спектакля. Использованы только оригинальные тексты Булата Окуджавы, написанные им для известного каждому из нас фильма о золотом ключике. В фильм вошла лишь малая часть написанного великим бардом. В спектакле все тексты и песни оригинальные – окуджавские, с новыми аранжировками и музыкой Нино Рота и Чарли Чаплина. Инсценировка, кстати, написана тоже Павлишиным – приличной сценографии классической сказки, как признается, не нашел. – Не стоит думать, что классика – это обязательно что-то похожее на музей, где ничего не меняется, – говорит Павлишин. – Классика – это лишь вечные ценности, а в нашем случае – отношение к деньгам, к искусству. Павлишин отмечает, что произведение Толстого, судя по многочисленным исследованиям, все же имеет пласт более глубокого смысла, чем просто детская сказка. – Именно поэтому он интересен взрослым и понятен детям. Это материал на очень широкую публику, – говорит режиссер. КОРЗИНА ПОДСНЕЖНИКОВ Театр юного зрителя порадовал новогодним представлением более скромного масштаба, чем «Буратино», и рассчитанным именно на детей. Постановка «Корзина подснежников» по мотивам словацкой народной сказки, известной нам как «Двенадцать месяцев», в постановке Анастасии Редькиной на сцене ТЮЗа – это именно волшебство, в котором нет каких-либо тонких смысловых линий, все понятно и просто. Есть злая и сребролюбивая мачеха с дочкой, есть скромная и несчастная падчерица и есть волшебный лесной мир во главе с Январем-месяцем, который и расставляет все по своим местам. Корысть и злоба остаются наказанными, честность торжествует, а капризная королева, которой в январе подавай подснежники, меняется к лучшему. Сам спектакль получился не длинным, хочется сказать, компактным. Именно таким, чтобы выдержать даже самому маленькому зрителю. Веселые характеры героев, яркие костюмы, необычная иллюминация – это, пожалуй, главные достоинства любого новогоднего представления, и «Корзины подснежников» в частности. Хочется выделить игру актрисы Елены Фоминой, исполнившей роль королевы. Ее героиня не просто самый яркий персонаж спектакля. Елена наделила свой «капризный образ» такой бешеной энергетикой, что создавало эффект «вращения» действа именно вокруг королевы, а не падчерицы, как мы привыкли. Впрочем, акцент на королеву сделан верно в том смысле, что именно она несет на себе тот отпечаток нравственной перемены, которая является ключевой для маленького зрителя. «Корзина подснежников» – не альтернатива «Буратино». Это слишком разные спектакли, чтобы их сравнивать. И несмотря на то, что спектакль театра драмы, по словам Александра Павлишина, рассчитан на самую широкую аудиторию, это все же постановка для детей более старшего возраста. На «Корзину подснежников» стоит вести детей помладше. Там им и сказку покажут, и по окончании хоровод вокруг партера с песнями поводят, и подарки подарят. Тверские ведомости. -2010.- 4 января. [ http://tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info