ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2008-2009


Ольга СОКОЛ

По сценарию судьбы…

Она и Он — семейная пара, Она и Он — актеры Тверского академического театра драмы, народные по званию, по зрительской любви. Вы уже поняли: Она и Он — это Ирина Андрианова и Константин Юченков. Мы, зрители, привыкли их видеть в костюмах, на сцене, в ролях разных: характерных, комедийных. Ирина Андрианова — Елизавета в спектакле «Елизавета против Елизаветы», Раневская («Вишневый сад»), Лелька в «Шутках в глухомани»… Константин Юченков — Ричард Уилли («№13»), Тоби Белч («Двенадцатая ночь») и Арбенин в «Маскараде». Разные образы, созданные замечательными актерами. Сколько ролей было сыграно за более чем 30 лет службы в Тверском академическом театре драмы, в Ульяновском, Таллинском театрах, где начинала свою творческую карьеру эта театральная семья? Как жаль, что многих спектаклей мы уже не увидим…Таковы правила театра, чья история творится у нас на глазах. Впрочем, из каждого правила есть исключение.

День 23 апреля стал праздником для поклонников Юченкова и Андриановой. Импровизация, веселье, трагизм — всему было место и время на творческой встрече с актерами. Как один миг пролетели два с небольшим часа. И так не хотелось расставаться, уходить из этой творческой, уютной атмосферы…Но обо всем по порядку.

Какие вопросы чаще всего задают артистам? Конечно, о том, как все начиналось, почему была выбрана такая сложная, но интересная профессия, какие роли, о которых мечталось, так и не были сыграны. Ну что ж, в этот вечер зрительское любопытство было удовлетворено.

Театр. Начало
Ирине Васильевне, дочери кадрового военного и врача, не препятствовали в выборе жизненного пути. Она поступила в ГИТИС, где училась у таких педагогов, как Мария Николаевна и Василий Александрович Орловы, — мхатовцев, работавших со Станиславским. Прозвучали имена и других любимых педагогов — Евгении Николаевны Козыревой, Давида Григорьевича Ливнева. Когда пришла пора определяться после окончания училища, произошло знакомство с Верой Андреевной Ефремовой, которая тогда руководила Ульяновским драматическим театром.

«Кричи! — Вера Андреевна решила проверить голос будущей своей актрисы. — Громче!» «А-а-а», — неслось со сцены училища. «Не понравилась», — решила Андрианова, когда конкретного предложения не поступило. Тем не менее вскоре пришла телеграмма. И почти сразу после получения диплома Ирина Андрианова отправилась на гастроли…

«Меня в театр принесли, — взял слово Константин Глебович. — Принесли из роддома. Дело в том, что я родился в актерской семье, в Смоленске. Жили родители в здании театра, в общежитии».

С Верой Андреевной Ефремовой Юченков познакомился в Калуге. После уроков он часто прибегал в театр, где шли репетиции…Именно тогда и пришло решение стать актером. Родители отправили на прослушивание к Вере Андреевне.

Поработав в Ульяновском, Таллинском театрах, в 1974 году Андрианова и Юченков приехали в Калинин вслед за Верой Андреевной Ефремовой, которая была назначена главным режиссером Тверского драматического театра.

Поговорим о любви
— А теперь Константин Глебович ответит на вопрос, приходилось ли вам влюбляться в партнеров по спектаклям? — Ирина Андрианова хитро посмотрела на супруга. Но тот не растерялся:
— Один раз удалось. Это было в Ульяновском драматическом театре. Игра в любовь в спектакле «Лошадь Пржевальского» по пьесе Шатрова переросла в любовь настоящую… где мы вместе с Ириной Васильвной играли. Впрочем, Ирине Андриановой пришлось ответить на другой «скользкий» вопрос — ревнует ли она, когда супругу приходится по роли целоваться на сцене. Ирина Васильевна вышла из положения, прочитав стихотворение Цветаевой «Попытка ревности».

Сцена. Роли. Игра
Зрителям в тот вечер была предоставлена возможность заглянуть в гримерную артиста. Пока супруга готовилась к сцене из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», Юченков, сев за гримерный столик, установленный на сцене, начал гримироваться. Вернее, актера начали гримировать.

И вот на сцене — Мамаева, Глумов, которого сыграл Александр Павлишин, Мамаев…Залом завладел Островский. Ирина Васильвна блистала, отдаваясь импровизации…Сцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»вышла яркой, веселой, задорной.

Ответом на вопрос о ролях, важных в актерской судьбе, стали видеопоказы сцен из спектаклей в постановке Веры Андреевны Ефремовой «Любовь под вязами» и «Анна Каренина». Ирина Андрианова с трепетом рассказывала о репетициях «Любви под вязами», где она сыграла Абби, молодую жену фермера: «Мы репетировали при закрытых дверях. Любой посторонний шум мог нарушить ту гармонию, которая царила на сцене». Сцена из спектакля захватывала, восхищала...Чувства и страсть, желания земной женщины, страдания…Еще раз была дана возможность увидеть потрясающую работу народного артиста России Александра Александровича Чуйкова, сыгравшего фермера.

С удовольствием посмотрели отрывки из спектакля «Анна Каренина». Тот, кто не видел Вронского — Юченкова, мог составить свое мнение. Такие роли не могут пройти бесследно…

После отрывка из спектакля «Без вины виноватые» повисла тишина… Зрительный зал замер, переживая, обдумывая…

Но…трагическая нотка сменилась весельем и бесшабашностью. Последняя часть встречи была посвящена ангажементу Валерия Персикова «Предложение». На сцене театры драмы зазвучала музыка бард-оперы С. Никитина и Д. Сухарева «А чой-то ты во фраке?» по пьесе Антона Чехова «Предложение». Ох, с каким удовольствием играли Ирина Андрианова, Константин Юченков и Виталий Синицкий (жених Натальи Степановны).

Увидел зритель и «Там за седьмой горой» («Вкус черешни») Агнешки Осецкой с песнями в переводе Булата Окуджавы…Двое в купе. Он и Она… Я тебя люблю», — вдруг сказала Она, Ирина Андрианова… «Я тебя люблю», — признался Он, Константин Юченков…

Любовь…Любовь мужчины и женщины, любовь к театру, любовь зрителей. Цветы, слова благодарности, пожелание новых ярких ролей. Эта встреча не закончена. Мы ждем продолжения!

Вече Твери. -2009.- 30 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info