ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2006-2007


Кристине АДАМ

Перекрёстный огонь взглядов
«Дядя Ваня»: гастроли Тверского театра в Оснабрюке

Оснабрюк. Настоящая листва шелестит под ногами, певчий дрозд выводит тонкие трели вдали, и над сценой слышна меланхоличная классическая музыка. Самовар, которого наша западная современная режиссура, ставящая Чехова, избегает как чёрт ладана, само собой разумеется, красуется среди плетёной мебели. Преподносится изящество 19-ого века. Но не только поэтому «Дядя Ваня» в постановке Александра Чуйкова производит впечатление путешествия во времени в другой (ушедший) мир.

А ещё и потому, что здесь нет нетрадиционного толкования и актуализации. С самой первой сцены духовное и ментальное состояние героев представлено так же, как и в оригинальном тексте. Многочисленные зрители, непрерывным потоком стекавшиеся в зрительный зал Оснабрюкского эмма-театра, даже не обязательно должны были знать русский язык, чтобы понять, «где собака зарыта» в имении, в котором ведут хозяйство дядя Ваня и Соня. Мимика, жесты, взгляды, осанка недвусмысленно рассказывают зрителям обо всём.

У старой няни на лице запечатлелось выражение заботы, преисполненной любви. С этим выражением она наблюдает за жителями имения, чья жизнь пришла в упадок. И всё же они не знают, что делать дальше. Грандиозный перекрёстный огонь взглядов позволяет понять, кто на кого надеется. И этим великолепно владеют очень молодые актёры, выпускники тверской актёрской школы при драматическом театре, для которых спектакль является дипломным, что, конечно, достойно восхищения: как облака, гонимые ветром, сменяются чувства на лицах героев. Как раньше, несколько десятилетий назад, в кино и на сцене, а также и в настоящей жизни, глаза – зеркало души.

Неповторимые изящные взгляды искоса (своими большими глазами) прекрасной Юлии Бедаревой в роли профессорской супруги Елены поведали о её тайном желании. Печаль пылает во взгляде Сони, сыгранной Татьяной Лугачёвой. Обходительный доктор Астров, сыгранный Тарасом Кузьминым, отличающийся своим бархатным взглядом, может томиться, тосковать, изнемогать, как доктор Живаго, и тут же в следующий момент излучать правильность, корректность по всей форме, как торговый представитель. В то время, как дядя Ваня, сыгранный Александром Павлишиным, почти всегда сдерживается, смирившись с судьбой. Но, Боже, если он перестаёт сдерживать себя: тогда глаза молят от страшного желания, тогда он выходит из себя от яростного разочарования.

Психологично-реалистичное театральное искусство Константина Станиславского культивируется на тверской сцене всё ещё по всем правилам искусства, эти гастроли выражают это в высшей степени. В театральном искусстве наших дней такая театральность/сценичность уже во многом табу. Некоторые это могут приветствовать, другие – сожалеть.

Конечно, что-то было утеряно, иначе, кстати, игра Тверских актёров так бы не трогала, почти до боли напоминая о потерянных коммуникативных формах. Восторженные аплодисменты, аншлаг даже на обоих спектаклях. Насколько же это обогащает, когда культурный обмен приносит столько пользы!


Kreuzfeuer der Blicke
Von Christine Adam Osnabrück

Echtes Herbstlaub raschelt unter den Schritten, die Singdrossel jubiliert zart aus der Ferne, und melancholische klassische Musik weht durch die Szene. Der Samowar, den unserer westlich-zeitgenössische Tschechow-Regie meidet wie der Teufel das Weihwasser, prangt selbstverständlich inmitten der Korbmöbel. Man trägt die zeitgenössische Eleganz des 19. Jahrhunderts. Doch nicht nur deshalb wirkt der "Onkel Wanja" des Dramatheaters aus Osnabrücks Partnerstadt Twer wie eine Zeitreise zurück in eine vergangene Welt.

Denn da gibt es kein Umdeuten und Aktualisieren, von Regietheater keine Spur. Vom ersten Spielmoment an sind die mentalen Verfassungen der Figuren textgetreu präsent. Die zahlreich herbeigeströmten Zuschauer im Osnabrücker emma-theater müssen noch nicht einmal unbedingt Russisch können, um zu begreifen, wo auf diesem von Onkel Wanja und Sonja bewirtschafteten Landgut der Hund begraben liegt. Mienen, Gesten, Blicke, Körperhaltungen sprechen unmissverständlich Bände in der Regie von Alexandr Tschujkov.

Der alten Kinderfrau hat sich liebevolle Sorge in die Gesichtszüge eingeschrieben. Mit ihr beobachtet sie die tief mit ihrem Leben zerfallenen Gutsbewohner. Doch am Ende mit ihrem Latein sind sie alle noch nicht. Ein grandioses Kreuzfeuer bedeutungsvoller Blicke macht klar, wer sich auf wen insgeheim Hoffnung macht. Das beherrschen die fast durchweg sehr jungen Schauspieler, Absolventen der eigenen kleinen Schauspielschule am Dramatheater, in ihrer Diplominszenierung bewundernswert: Wie Wolken im Wind ziehen schnell wechselnde Gefühle über die Gesichter. Wie früher, vor vielen Jahrzehnten im Film und auf der Bühne, aber auch im richtigen Leben, darf das Auge Spiegel der Seele sein.

Unnachahmlich großäugige, anmutige Seitenblicke der schönen Julia Bedarevas als Professorengattin Elena offenbaren heimliches Verlangen. Traurige Vergeblichkeit glüht im Blick der Sonja Tatiana Lugatschevas. Der smarte Arzt Astrow von Taras Kuzmin kann samtäugig schmachten wie einst Dr. Schiwago, im nächsten Moment aber förmliche Korrektheit ausstrahlen wie ein Handelsvertreter. Während der Onkel Wanja Alexandr Pavlischins sich meist lethargisch resigniert zurückhält. Doch wehe, wenn er losgelassen: Dann betteln die Augen vor Begehren, dann rastet er später aus vor wütender Enttäuschung.

Die psychologisch-realistische, ja illusionistische Bühnenkunst Konstantin Stanislawskis wird an russischen Bühnen noch nach allen Regeln der Kunst kultiviert, das zeigt dies Gastspiel höchst eindrucksvoll. In der Schauspielkunst unserer Tage ist eine solche Theatralik des Gefühlsausdrucks längst tabu. Das mögen die einen begrüßen, die anderen bedauern.

Verloren gegangen ist damit sicherlich einiges, sonst würde das übrigens wohl dosierte Spiel der Twerer nicht so sehr berühren, ja fast schmerzlich an verlorene kommunikative Formen erinnern. Begeisterter Applaus, volles Haus auch am zweiten Abend. Wie bereichernd, wenn ein Kulturaustausch derart zum Gewinn wird.

Новая Оснабрюкская газета. -2006.- 26 ноября [ http://www.neue-oz.de ]


© Тверской академический театр драмы, 2003-2016 | www.dramteatr.info