ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
| Марина ШАНДАРОВА ЕЕ ЗВЕЗДУ ЗАЖЕГ СТАЛИНОна родилась 30 сентября в светлый праздник Веры, Надежды и Любови - редкое везение. Стать в двадцать с небольшим лет популярнейшей артисткой огромной страны и удерживаться на изменчивой волне зрительской любви долгие годы - очень и очень непросто. Играть на протяжении почти шестидесяти лет на сцене одного и того же знаменитого столичного театра - тоже факт из разряда единичных. И все это - о народной артистке СССР, актрисе театра и кино Вере Васильевой. «Я - тверская», - говорит о себе Вера Кузьминична Васильева, хотя местом ее рождения по всем документам считается Москва. Тверскими были ее родители: отец Кузьма Васильевич и мама Александра Андреевна. Их брак был неравным. Мама родилась в большой семье городского рабочего-гравера, в которой стремились дать детям образование. Дочери Александре даже удалось закончить женское коммерческое училище, выше которого в Твери была разве что учительская школа Максимовича (будущий пединститут). Ответ на вопрос, почему городская образованная барышня вышла за доброго, деликатного и работящего, но простого деревенского парня, находится, видимо, в материальной сфере. Родина отца - деревня Сухой Ручей, что недалеко от Твери. Еще два года назад, когда на Волге были пассажирские перевозки, добраться до Сухого Ручея можно было точно тем же путем, что в 20-30-е годы каждое лето проделывала семья Веры Васильевой - сначала пароходом (или катером) вверх по Волге до пристани Кокошки, затем пешком через красивейшие сосновые боры. Правда, путешествовать пароходом не всегда удавалось. Васильевы были так бедны, что всю неблизкую дорогу от Твери до деревни порой проделывали пешком, вместе с детьми и поклажей. Во времена детства Веры Васильевой в Кокошках на высоком волжском берегу стоял трактир, в котором шикарно гуляли крестьяне по возвращении с городского базара. Эти детские впечатления остались на всю жизнь и помогали потом играть в пьесах Островского. И снимаясь в своем первом фильме - «Сказании о земле сибирской» в роли Настеньки, Вера Васильева чувствовала себя как дома, в Кокошках, где стоял такой же огромный самовар и на прилавке лежали баранки. Жизнь в деревне была самая простая. Родители отца уже умерли, и приходилось снимать жилье у кого-то из соседей или родных. Это было нетрудно - Кузьму Васильевича все любили за мягкий незлобивый характер. Те сухорученские летние дни запомнились Вере как самые лучшие - россыпи земляники и черники, из которой потом пекли чудесные ржаные пироги, купания в быстрой прохладной Тьме, вечерние гулянья с частушками под гармошку, розовое топленое молоко в кринках, покрытое коричневой корочкой. Так и должно быть в детстве, хотя в 30-е годы ХХ века идиллии в деревенской жизни оставалось совсем немного. В Москве жизнь протекала также в соответствии со временем, то есть в бедности и непрекращающихся заботах о хлебе насущном. Семья жила в коммунальной квартире в доме возле Чистых прудов, где в изобилии водились мыши и клопы. Удобств не было почти никаких, топили печки, для которых дрова пилили прямо на кухне. Питались, как и все тогда, щами, картошкой и квашеной капустой. Из деревни иногда присылали соленые грибы, чернику. Отец работал шофером на заводе, мать работала там же и еще училась. Что удивительно - при этом все искренне верили, что живут в прекрасной стране, за что благодарили не Сталина, а уже запрещенного Бога. Юная Верочка была предоставлена сама себе. Она читала романы, мечтала о чем-то необыкновенном. И это необыкновенное сбылось! О театре Вера грезила с той поры, как впервые попала на музыкальный спектакль. Ни о чем другом больше не мечтала. Ее кумирами были старые мхатовские актеры - Тарасова, Андровская, Яншин, Еланская, Марецкая, Бабанова. Когда началась война, Вера перешла в вечернюю школу и поступила к отцу на завод во фрезеровочный цех. В 1943 году объявили набор в Московское городское театральное училище, и Вера решила попытать счастья. Как она вспоминает, выглядела доброй мещаночкой - краснощекая, робкая, даже наивная, чем и понравилась. Ее приняли. Однажды в студенческой раздевалке, стоя у зеркала, Вера поймала взгляды двух женщин. Они оказались ассистентками знаменитого кинорежиссера Ивана Пырьева, уже снявшего «Свинарку и пастуха». Прозвучал классический вопрос: «Девочка, ты хочешь сниматься в кино?» Дальнейшее известно - съемки вместе со звездами первой величины того времени - Мариной Ладыниной, Борисом Андреевым, Владимиром Зельдиным (еще один артист с тверскими корнями), Владимиром Дружниковым, оглушительная слава, какой не знают актеры периода телевизионной масс-культуры. Фильм вышел на экраны страны в 1948 году - страшно давно, триумфально прошел по всем кинотеатрам, был закуплен 86 странами мира, особым успехом отчего-то пользовался в Японии. Съемочная группа была представлена к высшей на то время награде - Сталинской премии. Веру по молодости лет в общий список не включили, но Сталин лично вписал имя студентки и зажег ее звезду. В том же, 1948 году, Вера Васильева поступила в Московский академический Театр сатиры, где работает по сей день. В начале 50-х годов на экраны страны вышел еще один фильм с участием Веры Васильевой в главной роли, уже повзрослевшей, - «Свадьба с приданым». Фильм был снят на основе спектакля с тем же названием, поставленного на сцене Театра сатиры режиссером Борисом Равенских. И опять оглушительный успех, выпавший на долю артистов, в числе которых была и Вера Васильева. Фильм стал ее судьбой. Экранный жених Веры Максим в исполнении артиста Владимира Ушакова станет ее мужем и в жизни. Их семейной жизни теперь уже почти полвека. Обо всем этом и многом другом Вера Васильева очень подробно и откровенно рассказывает в своей книге «Продолжение души», изданной уже дважды - в 1989 и 2000 годах. Что поражает? Пожалуй, что явное несоответствие экранного образа и реальной жизни и характера актрисы. Так, смелая, острая на язык (из-за него и сорвалась было помолвка с возлюбленным) передовая бригадирша Ольга в жизни оборачивается робкой девушкой, влюбленной в режиссера спектакля. Оказывается, Веру-Ольгу мало трогали слова синеглазого красавца Владимира Ушакова - Максима, произносимые им на сцене каждый вечер роскошным бархатным голосом: «Я ее больше жизни беречь буду, голубушку мою!» Настоящие чувства у актрисы вызывал нервный, непостоянный, независимый и к тому же женатый режиссер Борис Равенских. Роман длился несколько лет, в течение которых Владимир Ушаков не уставал делать Вере предложение руки и сердца. Однажды, после очередной размолвки с Равенских, она приняла предложение Ушакова. Свадьбу сыграли в тот же день в крохотной комнатке театрального общежития, где предстояло жить хотя и молодым, но уже безумно популярным актерам. Театральная судьба Веры Васильевой лучше известна жителям столицы. В глубинке знают разве что знаменитый в свое время спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, где Вера Васильева играет графиню вместе с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. К счастью, спектакль был снят на пленку, и есть шанс, что когда-нибудь его покажут на канале «Культура». Впрочем, нам, землякам Веры Кузьминичны, грех жаловаться на ее невнимание. Ведь народная артистка СССР, звезда столичного театра около десяти лет подряд выходила на сцену областного драматического театра в роли Раневской в чеховском «Вишневом саде». Это время и эту роль Вера Кузьминична вспоминает в своей книге с радостью и благодарностью театру и своим партнерам по сцене. Сыграть Раневскую было мечтой актрисы, недостижимой в родном театре. Вера Васильева и сейчас звезда. В свои 80 лет она прекрасно выглядит и вполне современна. Ее наградам несть числа. Она по-прежнему выходит на театральную сцену, даже снимается в сериалах. Ей рады везде - в глянцевых журналах, на телевидении. Есть возможность увидеть любимую актрису и нам. Ранним воскресным утром, через два дня после юбилея Веры Васильевой, первый канал покажет «Свадьбу с приданым», простенькую, наивную, очень обаятельную историю из жизни, которой больше нет. Тверская жизнь. - 2005. - 30 сентября. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info