ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Вероника КАЛИНИНА

ВЕРА АНДРЕЕВНА ЕФРЕМОВА: "ТЕАТР СУЩЕСТВУЕТ ВО МНЕ ВЛАСТНО И ПОЛНОКРОВНО, ВЛАДЕЯ МНОЙ БЕЗ ПРЕДЕЛА. Я ЛЮБЛЮ ЕГО, ПРИНАДЛЕЖУ ЕМУ, ОБЯЗАНА ЕМУ ТЕМ, ЧТО ДЫШУ И ВИЖУ НОВЫЙ ДЕНЬ"

Первый раз мы встретились с Верой Андреевной на открытии третьего года обучения в Школе Театрального Искусства при Союзе Театральных Деятелей, о которой в "Классной газете" осенью 2008-ого вышел репортаж. Она художественный руководитель Тверского Академического театра Драмы, режиссер-постановщик, профессор Тверского курса Высшего Театрального училища имени Щепкина сидела совсем рядом, смотрела на новых учеников Школы и улыбалась.

Идея написать об этой женщине пришла мне в голову неожиданно, также внезапно, как сама Вера Андреевна ее поддержала.

А почему ты хочешь написать обо мне? спросила она тогда.

Потому что молодежь должна знать о женщине, чьими руками сотворены и перенесены на сцену театра спектакли, которые они посещают, запинаясь, ответила я. Но, честно говоря, эта мысль настойчиво вертелась у меня в голове с момента ее появления.

И Вера Андреевна согласилась! Вот так, мы (я и Юлия Пупынина) оказались в их с Александром Александровичем Чуйковым квартире. Стены комнаты, в которую мы зашли, были украшены фотографиями родственников, предков и друзей семьи. Здесь мы увидели портреты Савиной, Ермоловой, эскизы спектаклей, выполненные художниками Чемодуровым, Афанасьевым и Беловым. В гостиной также стояла большая стенка с книгами и множеством сувениров, подаренных Вере Андреевне и Александру Александровичу их студентами и учениками.

Немного поговорив с нами, хозяйка дома решила перенести встречу. Тогда я и не подозревала, какой подарок она нам сделает. Тогда Вера Андреевна решит познакомить нас с театром.

Несомненно, это был один из лучших подарков, которые я получала в своей жизни. Мы встречались еще несколько раз, и увидели театр не с той стороны, с какой ее обычно видят зрители, а с той, с которой его видят актеры: красивый, таинственный, затягивающий мир.

И сейчас, поверьте мне, дорогие читатели (маленькие и взрослые, дети и их родители-все!), я лучше вновь посещу театр, чем пойду в кино или в цирк, например. Конечно, мое мнение не обязывает вас следовать ему, и ни в коем случае не заставляет не ходить на разного рода развлекательные мероприятия. Все, что я хотела сказать- это то, что театр обогащает душу человека, заставляет его задуматься, а иногда даже помогает найти ответ на вопросы, которое таит его сердце.

Но театр не существует без актеров, без режиссера-постановщика. Без тех, кто вкладывает частицу своей души во все, что делает. Надеюсь, что, прочитав разговор с Ефремовой Верой Андреевной, вы захотите сходить в театр с друзьями или всей семьей. Потому что все, что делают эти замечательные люди, все те, кто живет и дышит театром, они делают для вас.

***

Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, о своем детстве читателям. Я знаю, что в Вашей семье все так или иначе связаны с театром.

Семья, в которой я родилась 10 ноября 1929 года, действительно связана с театром очень глубокими корнями. Не так давно, 1 ноября 2008 года, мы со спектаклем "Женитьба Белугина" приехали на гастроли в Малый театр города Москвы. Художественный руководитель Малого театра, Юрий Мефодьевич Соломин, и я вышли на сцену, то Соломин очень тепло и хорошо говорил о Тверском театре, который он знает много лет.

В своем слове он вспомнил и мою бабушку, Наталью Львовну Персиянинову, которая с 1896 года уже была известна как замечательный драматург, писала пьесы, ставившиеся в Малом (с великими актрисами: Ермоловой, Яблочкиной, Рыжовой), и Санкт- Петербургском Александрийском театрах (с Савиной) , а также на периферии. Она и была "родоначальницей" нашей театральной семьи.

Моя мама в свое время была известной актрисой, окончившей студию имени А.С. Грибоедова под руководством К.С. Станиславского, который возглавлял эту студию, являясь руководителем МХАТа. Там она познакомилась с моим отцом, Андреем Андреевичем Ефремовым, впоследствии известным театральным режиссером и педагогом, заслуженным деятелем искусств Кабардинской АССР.

У меня нет ни родных братьев, ни сестер. Родители разошлись, когда я была еще совсем маленькой девочкой. Но, несмотря на это, мой отец до конца своих дней не переставал любить маму, следил за ее творчеством.

И наша семья состояла из трех человек: бабушка, мама и я.

Из воспоминаний Веры Андреевны о своей семье (книга "Поиски сути" 1982 года): " Мой отец, Андрей Ефремов, рассказывал мне, что, укачивая меня на руках, он часами разговаривал по телефону с Константином Сергеевичем Станиславским, который так и называл его "мой телефонный ученик".

С момента моего рождения всю силу своей любви, свою заботу бабушка переключила на меня. Вместо первых сказок я слушала рассказы о театре, о встречах с актерами, и постепенно любовь к театру стала властно входить в мою жизнь.

Мама работала над ролями дома после спектакля. Мы жили в Киеве, куда она была приглашена замечательным режиссером Л.А.Волковым на роль Катерины в пьесе "Гроза" Островского. У нас было две комнаты. Весь дом спал, а бабушка тихо сидела у мамы и слушала ее бесконечные беседы с "Катериной". В своей маленькой комнате, сидя на диване, я изо всех сил прислушивалась к маминому голосу и мысленно вторила ей. Я знала все монологи наизусть и плакала от страха за эту чужую, но какую-то близкую мне женщину".

Так как же произошло Ваше самое первое знакомство с театром? Какие чувства заставил Вас испытать первый увиденный спектакль?

Первое мое знакомство с театром произошло в Большом театре на опере "Дубровский", когда мне было четыре года. Мы с мамой сидели в первом ряду рядом с оркестром. Я обливалась слезами, мне было очень жалко главного героя! Рядом с нами сидела мамина подруга со своим сыном, который впоследствии стал известным композитором. Он и написал музыку к балету "Маскарад", которая и в наши дни звучит в Тверском Драматическом театре. Так что можно сказать, что это была еще и судьбоносная встреча (улыбается).

Моя мама дружила с женой Е. Б. Вахтангова, известного театрального режиссера, именем которого потом был назван театр. И вот, гуляя со мной по Арбату недалеко от нашего дома, (а мы жили на улице Поварской), мама решила ненадолго зайти к своей подруге. Мне тогда было всего пять лет, но я отчетливо помню, как на цыпочках пробралась в бельэтаж и увидела второй в своей жизни спектакль. Шла "Турандот", и вдруг я почувствовала, как ощущение чего-то необыкновенного и таинственного, а именно ощущение театра вошло в мое сердце.

В 1936 году, когда мама играла Катерину в Киеве в пьесе "Гроза" в постановке режиссера московского Малого театра Волкова, меня взяли на генеральную репетицию спектакля. Я сидела на руках у директора театра. И вот в четвертом акте, когда Катерина начинает каяться, я сорвалась с рук и через весь зал помчалась к сцене (улыбается).

Все замерли, ведь сейчас сорвется спектакль. Что могло быть? Я бы закричала "Мама! Мама!" или что-то другое.

Но, как мне потом рассказывали, я добежала до сцены, вцепилась в авансцену и не произнесла ни слова. И только внимательно, завороженными глазами смотрела, как дальше разворачивается действие спектакля.

В своей книге о первой встрече с Малым театром Вера Андреевна пишет: " Чувство чего-то сказочно-необыкновенного, яркого и ошеломляющего вползло и растворилось в моей крови. Спектакль кончился ("Лес"), а во мне осталось ликующее ощущение праздника. Бабушка провела меня за кулисы к Варваре Николаевне Рыжовой. Она сидела перед огромным зеркалом, была мысленно еще там, на сцене. Этот спектакль был полным откровением для меня. Передо мной были живые люди. Они жили, страдали, Они глубоко потрясли меня, и это потрясение театром, истинным искусством я никогда не забуду".

Вера Андреевна, скажите, а как Вы поняли, что хотите стать не актрисой, как Ваша мама, не известным драматургом, как бабушка, а именно режиссером, как Ваш отец?

Когда нашу квартиру в Москве разбомбили в 1941 году, нам пришлось эвакуироваться в Саратов. Жили мы во дворе театра имени К. Маркса, в котором играла моя мама. И жили довольно скромно. Там я однажды собрала ребят-детей актеров и в двенадцать лет "поставила" с ними "Золушку" (улыбается). Надо сказать, что они были младше меня, но каждый из них старался сыграть свою роль как можно лучше. Родители- ведущие актеры Киевского театра,- шили для своих детей костюмы. Наверно тогда во мне просыпался дух режиссера, поскольку я каждому из них дала задание (смеется).

Наверняка у Вас не было сомнений, куда поступать учиться после окончания школы. Расскажите, как дальше складывался Ваш жизненный путь?

Я собиралась поступать в Москву в театральный институт, но бабушка меня не отпустила. Она запретила ехать туда, сказав мне: "Вера, сначала окончи университет в Саратове, а уже потом иди в театр". И я поступила на филологический факультет. Надо сказать, что в то время там были замечательные педагоги: профессор Ю.Г. Оксман, М. и Г. Гуковские, Е.И. Покусаев и А.П. Скофтымов и другие. Они открывали нам удивительные тайны русской и западной литературы, однако душа моя все равно тянулась к театру, поэтому во время учебы в Саратове я стала одним из "ведущих актеров" драматического коллектива, которым руководили режиссеры Саратовского Театра Драмы.

Когда я училась на четвертом курсе, в наш театр приехала девушка-студентка пятого курса режиссерского факультета ГИТИСа, Марьяна Тер-Захарова, впоследствии ставшая заведующей кафедрой актерского мастерства в Театральном училище имени Щукина при театре имени Вахтангова. Мы с ней подружились, и она укрепила во мне желание поступать на режиссерский факультет, посоветовав мне: "Поезжай в Москву и попробуй сдать экзамены".

И я поехала. Экзамены принимали великие режиссеры Москвы: Ю.А. Завадский-бессменный руководитель и организатор театра Моссовета, А.Д. Попов-руководитель театра Советской армии, М.О. Кнебель-режиссер МХАТА, а также другие театральные деятели. Всего на курс прошло пять человек: две девочки и три мальчика, среди которых была и я.

И тут началась "трагедия"! Надо было отдавать документы в Москву, а в Саратове я перешла только на пятый курс филологического факультета. Ни городской отдел образования, ни Министерство Образования не хотели ничего слушать о переводе. Везде отвечали одинаково: "Пускай она окончит университет, отработает три года учителем русского языка и литературы, а уже потом идет на режиссерский факультет. Либо, пусть забирает свои документы и уходит совсем".

И тогда ректор Саратовского университета, профессор Р.В. Мерцлин, на свой риск послал личную телеграмму ректору ГИТИСа, профессору М.А. Горбунову, со словами: "Разрешаю студентке В.А. Ефремовой быть зачисленной на первый курс режиссерского факультета в связи с тем, что она лидирует в драматическом коллективе университета все 4 года".

И я поступила! Училась с 1953 года и в Москве, и в Саратове. Так и начался мой творческий путь.

"Мне, увидевшей свою фамилию в списке поступивших, показалось, что остановилось время. Я никогда не расставалась с домом, с бабушкой близким моим другом, а тут Москва, ГИТИС, и я одна. В Москве было много друзей, родных, близких. Я очень любила годы учебы в ГИТИСе, хотя порой было трудно..." пишет в своей книге Вера Андреевна.

Расскажите про Ваши первые работы, первые успехи.

В 1956 году, когда я училась на четвертом курсе ГИТИСа, то на практике была ассистентом режиссера И.И. Соловьева в спектакле "Потоп" Брегера в театре М.Н. Ермоловой. В это же время я была приглашена на две актерские роли в театре Маяковского: Н.П. Охлопковым на роль Евгении в спектакль "На бойком месте" Островского и в фильм "Сердце не прощает" на центральную женскую роль. Но любовь к режиссуре поборола, и я осталась заканчивать учебу на факультете.

В 1957 году, в мае, несмотря на то, что руководством Ермоловского театра мне было предложено остаться режиссером-ассистентом в Москве, я уехала "в свой первый театр" в Челябинск, где проработала более трех лет. Там я поставила: "Беспокойную старость" Рахманова, "Один в поле воин", "Тайфун", "Якорную площадь" Штока, "Бесприданницу" Островского, была режиссером в спектакле "Достигаев и другие". Мои спектакли были на гастролях в Свердловске, Санкт- Петербурге, имели хорошую прессу и очень теплый отклик зрителей.

В 1960 году я уехала в Рязанский областной драматический театр по приглашению заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. В. Манского.

А в 1962 году мне предложили возглавить ТЮЗ. Там руководством театра мне были предоставлены большие права, что дало возможность реализовывать свои творческие планы. В ТЮЗЕ я поставила : "Белеет парус одинокий" и "Любовь Яровую" Катаева, сказку "Зеленые братцы" Даля.

За Челябинском и Рязанью последовали Калуга и Ульяновск (1964-1967гг.).

В Калужском Драматическом театре я первый раз в своей жизни поставила: "Вишневый сад", "Нашествие", "Иду на грозу", и в 1964 году была с ними на гастролях в Кремлевском театре. После такой удачной поездки Министерство Культуры РФ предложило мне возглавить Ульяновский театр, восстановленный после капитальной реконструкции. Я сразу согласилась, поскольку этот город был Родиной моих прабабушки Анны Пущиной и прадедушки, построивших в своем имении "Чилим" образовательно-художественную школу, а также больницу для простых крестьян.

Поскольку с Калужским Драматическим театром у меня сложились крепкие творческие отношения, со мной в Ульяновск уехали более 15 человек: народный артист Юченков, народная артистка Ванеева, Басов и другие.

"Наша профессия необыкновенно интересная. Мы, как криминалисты, шаг за шагом должны раскрыть все мотивы того, что происходит между действующими лицами. Мы должны настраивать себя на ту "волну" восприятия жизни, которая была или могла быть свойственна автору интересующей нас пьесы. И в этом заложено одно из чудес театра. Как неправы те актеры и режиссеры, которые хотят доказать, что совсем не важна природа драматурга, ощущение его темперамента, чувства, законов его общества. Эта точка зрения упрощает их жизнь и лишает театр его чудес, таинств, его сложностей, низводит до самых элементарных будничных ощущений" пишет в "Поисках сути" Вера Андреевна Ефремова о видении своей профессии и долге перед театром.

Как складывались Ваши отношения с Александром Александровичем?

О! Это сложный вопрос. Он очень полюбил меня, а потом и я полюбила его. Но отношения наши складывались, несмотря на такое большое чувство, совсем непросто...

Вера Андреевна улыбнулась, и глаза ее стали смотреть задумчиво, светясь при этом счастливым блеском.

"Когда первый раз я увидел Веру, она стояла у окна, как "незнакомка" у Блока, "дыша духами и туманами". Необыкновенно. Неповторимо...

И я на всю жизнь запомнил этот счастливый миг, нарисовав его в своем сознании" вспоминает Александр Александрович Чуйков.

И по сей день, с 1964 года, мы вместе! говорит он.

Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, как судьба привела Вас в город Тверь?

Работа в Ульяновске закончилась месячными гастролями в театре имени Маяковского. И нас с Сашей сразу пригласили работать в Москву в театр имени Н.В.Гоголя, предоставив трехкомнатную квартиру в Новогереево. В это же время я получила приглашение от московского управления культуры на художественное руководство в Центральный Детский театр, а также в Новосибирский театр "Красный Факел".

Но раздался звонок из Министерства культуры, и заместитель министра Зайцев сказал: "Вера Андреевна, Вас очень хотят видеть. Не хотели бы Вы съездить в город Калинин?"

Еще в школе, я рассматривала разные города на карте, и меня почему-то очень интересовали именно два города: Игарка и Калинин. Может, это была судьба. Но как бы то ни было на самом деле, я поехала. Меня очень тепло встретил секретарь Обкома Корытков, показал город, привез к Театру Драмы.

Ночью я приняла решение. И хотя у Саши на руках была центральная роль, а я работала над спектаклем "Собака на сене" в театре имени Н.В. Гоголя, мы поехали в Тверь.

И вот уже 35 лет мы живем и работаем в этом городе, ни разу не пожалев о таком решении!

"Я не мыслю своей жизни без театра. Театр моя пламенная любовь. Думаю, что каждый из нас, режиссеров, какой бы мерой способности и таланта он не обладал, счастлив, что может причислить себя к этому славному цеху и быть его работником." (книга "Поиски сути", 1982 год).

Вы столького добились в своей жизни! В чем же заключается секрет Вашего успеха?

Я никогда об этом не задумывалась. Для меня успех это полный зал зрителей, их аплодисменты и необыкновенная тишина, которая царит во время спектакля и означает, что происходящее на сцене вошло в их сердце.

Вера Андреевна, Вы замечательная женщина. Я хотела бы попросить Вас обратиться к читателям "Классной газеты" с пожеланиями или с советом.

Я очень счастлива, что моя Родина это Россия с ее широкими просторами и великими реками, с великолепной природой, редчайшими людьми.

Наверно, каждому нужно пожелать большей любви к своей Родине, гордости за то, что можно причислить себя к родившимся и живущим в России. Ну и, конечно, миролюбия, гуманного отношения к окружающим. Ведь не бывает плохих людей, в каждом человеке есть лучшие и неповторимые качества. Нужно только увидеть их, что я и делаю в своих спектаклях.

Счастья Вам, крепкого здоровья. Мы встретимся с Вами в Тверском Академическом Театре Драмы. Привет!

В.Д. Рычкова:

"О Вере Андреевне Ефремовой можно сказать только самые лучшие и самые теплые слова! Она мой художественный руководитель на протяжении 35 лет, и другого себе я не представляю. Благодаря Вере Андреевне я сыграла свои самые лучшие роли: Анну Каренину, Ларису в "Бесприданнице" и другие. Она мой режиссер, мой бессменный учитель и просто любимый человек!".

Тарас Кузьмин:

"Что меня всегда поражало в Вере Андреевне, так это ее проницательный взгляд, то, как она видит людей, как хорошо в них разбирается. В каждом своем студенте Вера Андреевна умеет найти и увидеть то зерно, из которого впоследствии можно вырастить большого, хорошего актера. Она удивительная женщина. И я очень благодарен Вере Андреевне за то, что она подарила мне профессию актера, став вместе с Александром Александровичем Чуйковым моими " родителями" в театральном искусстве".

Дарья Плавинская:

"Веру Андреевну я по-детски люблю и по-взрослому уважаю. Она необыкновенный человек. В ней неповторимо сочетаются традиции ее дворянского рода, традиции настоящего театра и дух современности. Я очень обязана Вере Андреевне тем, что она сыграла огромную роль в моем становлении как актрисы и как человека, и не устаю ее за это благодарить".

Александр Павлишин:

"В Вере Андреевне есть такие, достойные уважения, качества характера, которым можно только позавидовать. Художественный руководитель, режиссер, профессор, педагог, - все эти жизненные роли может исполнять только стойкий человек. В ней есть огромная сила воли, большая сила духа. Она всегда стоит на своем, несмотря ни на что, и эта принципиальность помогла достичь Вере Андреевне такого успеха ее спектаклей, обрести любовь их зрителей, вырастить четыре курса настоящих актеров".

Рагузина Елена Николаевна, руководитель литературно-драматической части:

"Если бы меня спросили о том, сбываются ли мечты, я бы с полной уверенностью ответила: "Да, сбываются!" С Верой Андреевной мы вместе 25 лет. Я встретила на пути верного друга, замечательного человека, который помог осуществиться моей мечте: не просто работать в театре, а жить и дышать им. И за то, что так счастлива, я могу благодарить лишь Веру Андреевну!"

Василенко Артем, студент:

"Вера Андреевна-великолепный учитель, а также опытный и талантливый режиссер, который продолжает и придерживается традиций русского классического театра. На занятиях Вера Андреевна часто шутит, что у нас практически нет разницы в возрасте, тем самым сближаясь с нами еще больше и помогая по-настоящему раскрыться. Она рассказывает такие истории из ее жизненного и театрального опыта, которые могут чем-то улучшить наши роли и дополнить их. Я считаю, что Вера Андреевна намеренно сокращает расстояние между студентом и педагогом так, чтобы каждый из ее учеников через какое-то время понял: театр-это большая, дружная семья".

Бурова Анастасия, студентка:

"Вера Андреевна это целый мир, сплетение очень важных жизненных качеств и огромного творческого и профессионального опыта, поэтому говорить о ней можно часами. Они с Александром Александровичем Чуйковым не просто преподают нам актерское мастерство, а помогают измениться, стать лучше, поставить перед собой определенные цели и стремиться к ним. Театр полностью изменил мою жизнь, ценности, круг общения и друзей. И это большое счастье: быть студентами Тверского курса высшего Театрального училища имени Щепкина и учиться у таких педагогов!"

Классная Газета. -2009.- Февраль. №3(80).

Труд-7. -2009.- 12 марта.


Тверской Академический Театр Драмы (неофициальный сайт), 2003-, ©Nata Nick | dramteatr.info