ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Владимир КУЗЬМИН

ЕСТЬ СМЫСЛ ЖИТЬ В ТЕАТРЕ

Накануне Международного дня театра мы беседовали с художественным руководителем академического театра драмы народной артисткой Верой Ефремовой и председателем Тверского отделения СТД народным артистом Александром Чуйковым.

- Вера Андреевна, прошло достаточно много времени после нашей последней встречи с вами: что нового происходит в театре?

- У нас могло бы родиться совершенно замечательное событие, которое пока оставлено. Есть талантливый молодой режиссер Дмитрий Червяков, который когда-то делал у нас диплом - "Постоянную жену". Очень талантливый человек, который вспыхнул ярко в последнее время: получил две "Золотые Маски", активно работает в Мариинке с Гергиевым, недавно привозил в Большой театр "Сказание о граде Китиже", начал работу над "Жизнью за царя". Он нас любит, и мы его очень любим. И так случилось, что я пригласила совсем молодого режиссера ставить "Севильского цирюльника", но по ряду причин он не может сейчас работать над спектаклем. А Дмитрий Червяков, режиссер с мировым именем, готов... - для нас, для театра, для Твери. Это могло бы стать событием незабываемым для тверской земли и даже России. Но... как всегда, нет денег. Хотя мы просто получаем от Дмитрия Червякова подарок. Пока же мои усилия поиска средств ни к чему не привели.

Хотя я должна согласиться с тем, что, наверное, наш классический театр до сих пор не может активизировать новые формы административной работы. В этом смысле мы еще достаточно инертны. И, к сожалению, у нас все падает на плечи людей, которые не должны этим заниматься. Очень много работает заместитель директора по экономике Раиса Жук.

Если еще говорить о художественных поисках, то долгое время я ищу хорошую современную комедию.

- Как идет работа над вашим замыслом по драматургии Фридриха Шиллера?

- Думать над спектаклем "Елизавета против Елизаветы" я начала достаточно давно, и сейчас уже идет тщательная работа над его воплощением (художник Александр Иванов). Я делаю очень жесткую постановку, не случайно в музыкальном сопровождении используется тяжелый рок. Смысл этой постановки в том, чтобы показать, насколько жестокая борьба идет за жизнь, порой просто физическую жизнь, а не только идеалы.

Елизавету играет Ирина Андрианова, а Марию - Вера Рычкова (вторым составом пробует силы Ирина Кириллова). Это должен быть масштабный спектакль. Будет много боев на шпагах и мечах. Их постановкой занимается Георгий Пономарев, который умеет работать по сценическому движению интересно. Активно помогает мне в работе наш новый молодой режиссер Светлана Исаева. В "Елизавете..." она мой ассистент.

Я обратилась к теме заговора, двуличия и коварства не случайно. Сама современность, мировая политическая жизнь подсказали ее. Здесь происходи то же самое: Мария хочет уничтожить Елизавету, а Елизавета должна отдать себя государству. Это очень великая и почетная миссия ...Да, она, Елизавета коварна, но она была государственницей, способствовала ярчайшему расцвету Великобритании.

- Обращение к этой теме было навеяно только современностью?

Оно было навеяно и современностью, и желанием видеть на сцене масштабный характер. После новой постановки "Вишневого сада", возможно, был какой-то перерыв, и я искала этот сильный характер. Я задумывалась над "Королем Лиром" Шекспира, но он просто не мой автор, поэтому выбор пал на Шиллера. Не случайно выбор пал и на Андрианову c Рычковой: они очень давно не встречались на сцене. Но они играют вместе в спектаклях "Без вины виноватые", "Последние", "Вишневый сад". Я думаю, что степень сценического соревнования в Шиллере им поможет.

Те полутона, которые есть в одной драматургии, например у Чехова, и те страсти, которые есть в другой, например у Шиллера, они есть и в жизни. Мир содрогается от бессмысленной жестокости: в Америке, в Афганистане, в Грузии, в Чечне, в Палестине.

- Вера Андреевна, театр живет гастролями?..

- Мы собираемся на гастроли в Ульяновск, а Ульяновский драматический приезжает летом к нам, в Тверь. Везем туда большую часть своего репертуара - "Вишневый сад", "Анну Каренину", "Декамерон", "Две женщины", "Четверо с чемоданом".

...И не только гастролями, но и повседневным служением зрителю. Вот 20 марта шла "Анна Каренина", был обычный абонементный спектакль, полный партер старшеклассников. И я удивилась тишине, в которой прошла постановка. А потом было невероятное - визг, топот, свист, и весь зал встал и аплодировал. Значит, что-то с ними происходит, значит, они понимают, впитывают в себя эти высокие эмоции, эти чувства. И тогда актер понимает: есть смысл жить в театре.

***

- Александр Александрович, накануне Международного дня театра вы начали работу над пьесой Освальда Заградника "Соло для часов с боем". Для многих, даже искушенных театралов, само обстоятельство, что Освальд Заградник жив, а не ушел в небытие вместе с прославившими его "Соло..." стариками Художественного театра, - чистое открытие. "Соло..." известно публике в постановке Анатолия Васильева начала 1970-х под художественным руководством покойного Олега Ефремова. В 1974 году вышел одноименный фильм, который имел большой успех, как и постановка МХАТа им. Антона Чехова с гениями русской сцены XX века в главных ролях - О. Андровской, М. Яншиным, А. Грибовым, М. Прудкиным.

- Да, все это так. "Соло..." - пьеса для наших ветеранов-мастеров. В нашей постановке под рабочим названием "Любовь пани Конти" заняты Наина Хонина, Леонид Брусин, Георгий Пономарев, Станислав Плотников и ваш покорный слуга и молодежь - Борис Бедросов и Ирина Погодина. Конечно, в памяти и моей, и Веры Андреевны Ефремовой тот гениальный спектакль, который шел на сцене МХАТа им. Чехова. Мы его видели... Это очень уникальный прием: на сцене тогда собрались великие "старики", желание видеть которых у зрителя было вызвано какой-то особой ностальгией по старому МХАТу. Тогда спектакль получил Государственную премию. Это было событие для всей театральной Москвы. Это было последнее прощальное свидание со зрителем, со сценой великих мастеров.

Но не случайно я хочу дать спектаклю другое название, хотя и не собираюсь вступать в спор с драматургом. Пани Конти - та женщина, которую любят эти старики, окружающие ее. Я хочу, чтобы это был спектакль не о дряхлых и стареющих людях, а о тех, кто и в доме для престарелых остро ощущает полнокровный вкус жизни.

В этой постановке есть еще и очень интересная педагогическая сторона. У нас сейчас активно работает молодежь, и для того чтобы театр жил полнокровно, мы хотим показать, что старшее поколение - это добрая основа нашего театра.

Я бы хотел отдельно сказать по поводу художника - оформлять спектакль будет Евгений Бырдин. Эскизы уже готовы...

- Работа со студентами последнего набора уже дала какие-то результаты?

- У нас состоялся показ по итогам первого полугодия - одиночные этюды. Мы считаем, что эти полгода очень многое определили в отношении первокурсников к театру. В своих работах о театре они не сговариваясь написали о том, что наконец поняли, в чем заключается, так сказать, сущность профессии - она в служении добру.

- Этот курс самый большой у вас?

- Да, мы набрали десять, человек, хотя всего было восемь мест. Но губернатор Владимир Платов помог нам и поддержал, поэтому все талантливые и подающие надежды абитуриенты были зачислены.

- Какие ближайшие события среди театральной братии?

- 1 апреля, в День смеха, как всегда в Доме актера будет большой "капустник", к которому готовятся во всех театрах. И администрация области, и комитет по культуре, и Союз театральных деятелей в стороне от нашего праздника не остались.

Тверская жизнь. -2002.- 30 марта.


Тверской Академический Театр Драмы (неофициальный сайт), 2003-, ©Nata Nick | dramteatr.info